Биография Алексея Баталова: фото, личная жизнь, семья актера. Алексей Баталов: биография, личная жизнь, семья, жена, дети — фото Кто был первой женой а баталова

Среди звёзд советского экрана Алексей Баталов занимает далеко не последнее место. На его творчестве выросли наши родители, фильмы с его участием с удовольствием смотрят наши дети.

Его киногерои отличались искренностью, благородством, мужеством и немножко наивностью. Такие мужчины во все времена нравятся женщинам и вызывают уважение у сильного пола. Даже современные девчонки, посмотрев фильм с Баталовым в главной роли, жалеют об ушедших временах.

Актёр ушёл из жизни в июне 2017 года, но останется навсегда в сердцах поклонников. Его роли ещё долго будут воспитывать будущих мужчин, таких же честных и искренних.

Давайте вспомним о Человеке, о Великом Актёре театра и кино.

Говорят, что природа отдыхает на детях, дескать талант передаётся через поколение. Но есть и другая поговорка: «Яблоко от яблони недалеко падает».

Баталов Алексей Владимирович родился в 1928 году во Владимире в семье творчески одарённых родителей и пошёл по их стопам, а где-то даже превзошёл.

Мама Нина Ольшевская и папа Владимир Баталов работали в МХАТе. Брат отца Николай вместе с женой также были неплохими актёрами. Николай Петрович даже получил звание Заслуженного артиста РСФСР в 1933 году. Поэтому Алексей с раннего детства окунулся в театральную среду и знал всю её подноготную.

Нина, мама Алёши, родилась в городе Владимире в аристократической семье. Её мамой была польская аристократка графиня Понятовская, а отец – главный лесничий губернии. Кстати, крёстным Ниночки был известный революционер Михаил Фрунзе. Девушка в 17 лет поступила в студию при Художественном театре, а её преподавателем был сам Станиславский.

Отец – Владимир Петрович – также рано начал свою театральную карьеру. Он учился во второй студии Художественного театра и был помощником Станиславского. За свою жизнь успел побывать режиссёром Большого театра оперы и балета, радиотеатра, а также Театра им. Ленинского Комсомола. Преподавал в студии «Мосфильм» и ГИТИС.

К сожалению, родители маленького Алёши развелись, а мама вышла замуж во второй раз. Так у пятилетнего мальчика появился отчим – Виктор Ардов (настоящая фамилия Зигберман), известный сценарист, писатель, публицист и драматург. Он очень тепло относился к пасынку, считал его своим родным сыном и старался воспитать из него хорошего человека. И ему это удалось, недаром Алексей Владимирович с уважением и любовью отзывался о своём втором отце.

У Нины и Виктора появились еще двое сыновей, братьев Алексея. Михаил стал писателем и протоиреем, а Борис – режиссёром, актёром театра и кино. Все творческие люди.

У Ардова было множество друзей, которые часто были в его доме – Михаил Булгаков, Борис Пастернак, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Михаил Зощенко, знаменитые Ильф и Петров – весь цвет культурной жизни того времени. Их фотографии до сих пор можно найти в семейном архиве Баталова.

Несомненно, встречи с великими людьми, пусть Алексей и был ещё ребёнком, оказали на него большое влияние. Он смотрел, слушал, запоминал – поневоле крутился в среде творчески одарённых людей.

Когда началась война, Алёшка был двенадцатилетним подростком. Вместе с мамой он эвакуировался в Бугульму – небольшой уральский городок в Татарстане. Нина Ольшевская не изменила профессии и организовала маленький театр. Именно там будущий великий актёр и сделал свои первые шаги на сцене.

В 1944 году он получил первую эпизодическую роль в кино. Фильм «Зоя» о героической партизанке Зое Космодемьянской. Произошло это случайно, просто весь их класс взяли на массовку, а Алексею даже достался небольшой текст.

После Победы семья вернулась в Москву, где Алексей окончил школу и поступил в МХАТ.

Окончив институт, Алексей Баталов попал в Центральный театр Советской Армии, где и проходил срочную службу в течение трёх лет. После демобилизации некоторое время работал в Московском Художественном театре (МХАТе).

С 1957 года почти двадцать лет проработал на киностудии «Ленфильм» в Ленинграде, как в качестве актёра, так и режиссёра. В его копилке три режиссёрские работы: «Шинель», «Три толстяка» и «Игрок».

В 1975 году переехал в Москву и ушёл на преподавательскую работу во ВГИК. Будучи руководителем курса, выпустил в свет семь актёрских мастерских, весьма талантливых.

Кроме преподавательской деятельности, занимался написанием мемуаров и книг. В 1984 году вышла в свет его книга «Судьба и ремесло», а следом за ней – «Диалоги в антракте».

Много лет был секретарём Союза кинематографистов СССР, председателем комиссии по назначению премий по литературе и искусству. Более шести лет проработал президентом Российской академии кинематографических искусств «Ника».

Самые знаменитые роли артиста в кинофильмах

После первого дебюта в кино, когда Алексей был ещё школьником, прошло десять лет. А затем сразу же главная роль в фильме Иосифа Хейфица «Большая семья», долгие годы сотрудничества с великим режиссёром и пять фильмов, которые дали известность Баталову и всенародную любовь.

А потом всё новые и новые съёмки…

«Большая семья»

Фильм повествует о династии рабочих-судостроителей, где Баталов играет одну из главных ролей – Алексея Журбина, рабочего-клепальщика. Сам актёр посчитал роль скучной и думал, что её не осилил. Тем не менее она открыла ему двери в большое кино – после премьеры все главные герои стали очень популярны.

В 1955 году фильм стал лауреатом на Канском кинофестивале и получил награду в номинации «Лучший актёрский ансамбль».

«Дело Румянцева»

Водитель грузовика Александр Румянцев стал жертвой махинаций начальника автобазы. Но за него вступаются товарищи, не отворачивается любимая девушка и на смену бездушному капитану милиции приходит опытный полковник, который верит главному герою и выводит на чистую воду шайку бандитов.

Фильм наивный, добрый, но показывающий благородство и бескорыстность настоящих советских людей. Моментами очень трогательный и пронзительный. Ещё не одна девчонка будет влюбляться в такого героя, которого показал Алексей Баталов.

«Летят журавли»

Одна из самых ярких ролей Баталова. Этот фильм стал эпохальным и принёс главным героям славу и любовь зрителей во многих странах мира. Алексей сыграл обыкновенного солдата, которому не суждено было вернуться домой.

История любви Вероники и Бориса покорили весь мир. Именно этот фильм стал характеризовать Баталова, как мужественного, интеллигентного и благородного человека. Зритель проникся к нему доверием и любовью.

Военная мелодрама получила Золотую пальмовую ветвь на Канском кинофестивале в 1958 году.

Главный герой – врач, бескорыстный и самоотверженный. С любимой его разлучила война, но они встречаются вновь в госпитале, где хирургу приходится оперировать тяжелораненую пациентку, которая оказывается той самой, единственной…

В 1958 году журнал «Советский экран» провёл опрос и оказалось, что этот фильм стал лучшим из снятых за последний год.

«Девять дней одного года»

Дмитрий Гусев, молодой физик-ядерщик, во время одного из опытов получил смертельную дозу радиации. Тем не менее он не прекращает своих экспериментов, и продолжает работать во имя науки вместе со своим напарником физиком-теоретиком Ильёй Куликовым, которого сыграл Иннокентий Смоктуновский.

Фильм частично основан на реальных событиях, показывает упорство и преданность своему делу молодых учёных.

«Три толстяка»

Этот фильм считают самой удачной работой Баталова как режиссёра. В ней он сыграл и одну из ролей – канатоходца Тибула. Мало кто знает, что Баталов лично исполнил опасный трюк – прошёл на большой высоте по канату без страховки.

Детский фильм не произвёл большого впечатления на критиков, он не получил призов на фестивалях, зато советские дети его посмотрели не один раз и получили массу удовольствия.

«Москва слезам не верит»

Этот фильм оказался звёздным триумфом актёра, поклонники считают его главным в карьере Баталова. Не зря же его реплики и фразы моментально стали популярны в народе.

Простой слесарь знакомится в электричке с понравившейся ему женщиной. Кто-нибудь может представить себе на месте Гоши (он же Гога, он же Жора) вместо Баталова другого артиста? Сложно. Вот и Меньшов посчитал, что именно Алексей, уже имеющий амплуа интеллигентного и благородного киногероя, исключительно подойдёт на эту роль. Другой актёр просто показался бы хамом и не вызвал бы приязни к герою.

Обыкновенная мелодрама оказалась настолько удачной, что завоевала все мыслимые и немыслимые награды, включая «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке.

Баталов вовремя понял, что этот фильм стал его звёздным финалом и перестал сниматься в фильмах, занявшись преподавательской деятельностью.

Озвучивание и радиопостановки

  • «Герой нашего времени»;
  • «Казаки»;
  • «Ромео и Джульетта»;
  • «Лягушка-путешественница»;
  • «Ёжик в тумане»;
  • «Ключи времени».

Творческие личности всегда подвержены увлечениям и влюблённостям. Баталов Алексей – не исключение. Но только две женщины затронули его по-настоящему. Обеим он делал предложение.

Первая любовь настигла в совсем юном возрасте. Шестнадцатилетний мальчишка с ума сходил по подруге детских лет Ирине Ротовой – дочери известного художника. Как только им исполнилось восемнадцать, они тут же расписались. У них появилась дочка Надежда.

Но ранние браки никогда не отличались постоянством. Молодой парень понял, что совершил ошибку, приняв детскую привязанность за любовь. Пара рассталась через три года совместной жизни. Алексей занялся карьерой и совсем не уделял внимание ребёнку. Как говорится, с глаз долой… Потом, конечно, жалел, но время было безвозвратно упущено.

Во время съёмок «Большой семьи» Алексей встретил свою вторую избранницу – Гитану Леонтенко. Она была цирковой наездницей, а по национальности цыганкой – бешеная смесь темперамента и харизмы. Молодые люди поженились, у них родилась дочь Маша. К сожалению, у ребёнка диагностировали страшный диагноз — ДЦП. Гитане пришлось уйти из профессии и полностью посвятить себя дочери. Да и Алексей старался всё свободное время проводить с семьёй.

Благодаря любви и самоотверженности родителей, Маша получила высшее образование, закончила ВГИК, пишет статьи о театральных постановках, по её сценарию сняли фильм. Она передвигается на инвалидной коляске, но чувствует себя полноценным членом общества. Пишет сказки и активно занимается проблемами детей-инвалидов.

Второй брак оказался удачным, пара прожила вместе более 50 лет.

  1. Научился управлять грузовыми автомобилями ещё на срочной службе в армии, хоть и проходил её в театре. Тем не менее это стало серьёзным опытом в дальнейшей актёрской жизни – Алексей сыграл водителя грузовика в фильме «Дело Румянцева». Потом он признался, что если бы не был актёром, то обязательно стал бы водителем.
  2. Чтобы пройти по канату без страховки в фильме «Три толстяка», Баталов тренировался целый год.
  3. Поскольку близкие родственники были репрессированы в сталинскую эпоху, считал Сталина «бандитом и убийцей».
  4. Не был членом Коммунистической партии.
  5. Отказался играть Ленина.
  6. Не согласился читать по радио «Малую землю», написанную Брежневым.
  7. Одобрил присоединение Крыма к России в 2014 году.

Алексей Владимирович всегда был трудоголиком. До последнего дня он работал, считал, что свои знания и умения должен передавать потомкам. Если не в преподавательской деятельности, то хотя бы в своих книгах и мемуарах.

Но здоровье далеко не всегда позволяло полноценно трудиться, у Баталова обнаружились проблемы с сосудами, частенько кружилась голова.

В начале 2017 года Алексей Владимирович неудачно упал и сломал шейку бедра. Ему сделали операцию по протезированию сустава. Состояние всё время было стабильным, «средней тяжести».

Ничто не предвещало беды. В конце весны Баталов проходил реабилитацию в пансионате, но видимо что-то чувствовал, потому что пригласил священника для причастия. А потом он тихо умер во сне, рано утром. Просто лёг спать и уже не проснулся. Ему было 88 лет. Это случилось 15 июня 2017 года.

19 июня в Доме Кино состоялось Прощание с любимым актёром и просто хорошим Человеком. Его отпели в храме на Большой Ордынке, и похоронили рядом с матерью на Преображенском кладбище. Царствие небесное большому артисту…

Заключение

Светлый, открытый и искренний человек стал одним из любимейших советских актёров. Лучшей памятью о нём будет ваш интерес к его творчеству, его ролям, его фильмам. Посмотрите, это действительно интересно и очень трогательно.

В советский период было не принято, чтобы публичные люди выставляли напоказ частную жизнь своей семьи, поэтому мало кому были известны подробности биографии и взаимоотношений с близкими даже самых ярких звезд кино и эстрады. В частности, лишь единицы знали, какую трагедию пережили Гитана Леонтенко и Алексей Баталов, когда узнали о заболевании единственной дочери. Тем не менее им удалось с честью преодолеть все препятствия на протяжении брака, который продлился более полувека. Биографии талантливой актрисы цирка Гитаны Леонтенко, ее карьере и семье посвящена эта статья.

Ранние годы

Гитана Аркадьевна Леонтенко родилась в 1935 году в семье цирковых артистов. Ее мать была известной наездницей и танцовщицей, а отец — воздушным гимнастом. В возрасте девяти лет Гитана стала выступать в Цыганском цирковом коллективе с пластическими этюдами. Позже, с 1950 года, она поменяла свое амплуа и выходила на арену с танцевальными номерами на лошадях под сценическим именем Принцессы Гитаны. Их ставил для нее Михаил Шишков, который впоследствии стал известным актером кино и театра «Ромэн». От лихих джигитовок Гитаны Леонтенко у зрителей замирало сердце. При этом она была очень простой в общении и не страдала звездной болезнью.

Судьбоносное знакомство

Гитана Леонтенко и Алексей Баталов впервые встретились в 1953 году в Ленинграде, когда были еще совсем молодыми людьми. Их знакомство состоялось в ресторане гостиницы «Европейская», где поселили цыганский цирковой коллектив, который прибыл в город на Неве с гастролями. Что касается Баталова, то он в этот период снимался в Ленинграде в картине «Большая семья», в которой играл первую свою значимую роль. По воспоминания Алексея Владимировича, ему несложно было стать своим у цирковых, так как он был хорошо знаком с Никулиным и знал Карандаша. Юная наездница была на седьмом небе от счастья, так как до этого у нее никогда не было таких интеллигентных и романтичных кавалеров.

Однако семья Гитаны Леонтенко была не в восторге от того, что девушка увлеклась начинающим актером, тем более что по старинным цыганским традициям браки с «чужими» не поощрялись. Родственники Принцессы даже серьезно поговорили с кавалером, но Алексей Баталов оказался не робкого десятка и назначил ей тайное свидание.

Десять дней тайного счастья

Гитана даже не подозревала, что Баталов женат с семнадцати лет на дочери известного художника Ирине Ротовой, которая родила ему дочку Наденьку. Правда, очень скоро после появления на свет малышки отношения в молодой семье начали накаляться, так как молодая женщина постоянно оставалась одна с ребенком, а муж ездил на съемки и неделями не бывал дома.

Десять белых ночей Гитана Леонтенко и Алексей втайне от ее родни бродили по Ленинграду и наслаждались обществом друг друга. Однако перед отъездом в Москву Алексей признался красавице, что женат. Девушка пришла в ужас от услышанного и заявила кавалеру, что не желает его больше видеть.

Успешная карьера

Боль от любовного разочарования смягчила работа. В 1953 году актриса дебютировала в кино. Ее пригласили сняться в картине «Арена смелых». Фильм представлял собой экранизацию циркового представления, в котором наряду с Гитаной Леонтенко (биография в молодости представлена выше) были заняты такие звезды, как Олег Попов, Борис Вяткин, Мануэла Папян, Виолетта и Александр Кисс и многие другие.

Успешно развивалась и ее цирковая карьера. Девушка гастролировала по всему Советскому Союзу и даже приняла участие в длительном цирковом турне по Франции.

Бурный роман

Несмотря на профессиональные успехи, в личной жизни Гитана Леонтенко долгое время не могла достичь гармонии.

Едва она оправилась от удара, нанесенного ее сердцу Алексеем Баталовым, как на ее горизонте замаячил другой красавец и сердцеед — Сергей Гурзо. Молодой человек был кумиром миллионов советских девушек, которых не оставил равнодушными образ Сергея Тюленина в фильме «Молодая гвардия».

Для роли табунщика в ленте «Смелые люди» Сергей Гурзо брал уроки верховой езды в цирке. Во время одного из занятий с наездниками из известной династии Кантемировых актер увидел очаровательную Гитану и вскоре у них вспыхнул бурный роман. На этот раз девушка решила забыть об условностях, тем более что актер уже не жил со своей женой и двумя детьми. Они поселились в общежитии на Неглинке. Ради любимого мужчины Гитана прервала звездную карьеру и стала сопровождать его во время поездок по стране для участия в съемках.

Однако этот роман не закончился браком, и через некоторое время молодые люди расстались, хотя навсегда сохранили теплые чувства друг к другу.

Алексей Баталов: личная жизнь до второго брака

Примерно в этот же период Алексей влюбился в балерину Ольгу Заботкину, которая на тот момент была солисткой Кировского театра. В 1955 году она прославилась как киноактриса, снявшись в фильме «Два капитана» в роли Кати Татариновой. Алексей также снискал бешеную популярность у нас в стране, исполнив главную роль в картине «Летят журавли».

На тот момент Баталов уже был разведен, поэтому была уверена, что очень скоро они поженятся. Однако свадьба не состоялась, так как актер не думал о повторном браке и поспешил разорвать отношения, как только понял, что Ольга ждет от него серьезных шагов. Причем Алексей даже не решился с ней объясниться и просто уехал в Москву. Только в конце жизни Баталов раскаялся и признался, что некрасиво поступил с девушкой, которая была в него искренне влюблена.

Роман с Магометом Магомедовым

После разрыва с Сергеем Гурзо цирковая актриса Гитана Леонтенко наконец влюбилась в человека своей профессии — канатоходца У них возник бурный роман. Однако Магомет все же не женился на Гитане. Тем не менее мужчина еще долгие годы хранил ее фотографии и вздыхал по отважной красавице-наезднице.

Вторая встреча с Алексеем Баталовым

Все эти романы не мешали Гитане Аркадьевне Леонтенко строить звездную карьеру в цирке. В частности, в 1962 году артистке досталась главная роль в цирковом представлении «Карнавал на Кубе», с которой она справилась просто блестяще. Примерно в это же время ее разыскал и сделал ей предложение руки и сердца Алексей Баталов.

Решение актера взять в жены Гитану Леонтенко, биография которой пестрела бурными романами, было воспринято в штыки его друзьями и знакомыми, считавшими «циркачку» недостойной партией для интеллигентного Баталова.

В числе немногих, кто одобрил выбор Алексея, оказалась поэтесса Анна Ахматова. Сам же актер давно сделал свой выбор и не собирался менять свое решение.

Супружество

Гитана Аркадьевна Леонтенко и Алексей Баталов поженились в 1963 году. Поначалу у них не все было гладко. У экспрессивной цыганки случались приступы дикой ревности. Алексею пришлось долго убеждать свою неистовую наездницу в том, что ревновать недостойно. Несмотря на все сложности, Гитана Леонтенко и Баталов составили дружную и любящую пару, которая смогла противостоять испытаниям, которые ждали их впереди.

Кроме того, в первые годы после замужества у актрисы пошла в гору кинокарьера, и она снялась в нескольких фильмах, где играла преимущественно цыганских певиц и артисток цирка.

Дочь

После брака с Баталовым единственное, о чем мечтала Гитана Леонтенко, — дети. Ее горячее желание исполнилось в 1968 году. Через пять лет после начала совместной жизни у пары родилась дочь Маша. Однако радость сменилась горем, так как врачи приняли решение о естественных родах. Оно оказалось ошибочным, так как у Леонтенко были сильно развиты мышцы брюшного пресса. Во время родов ребенок не смог пройти через родовые пути, поэтому были наложены щипцы. В результате малышку вытянули щипцами. Ей бы поставлен страшный диагноз - церебральный паралич.

Если раньше Гитана Леонтенко работала в цирке не щадя себя, то после рождения дочки она завершила карьеру и всецело посвятила себя уходу за ребенком.

Благодаря заботам отца и матери, Мария Баталова смогла достичь больших успехов в учебе. Большая заслуга в этом и ее бабушки, которую также звали Гитаной. Однако победить недуг близким девочки не удалось. Когда в 90-х Баталов преподавал в США и в Канаде, он старался найти лекарства и врачей, которые смогли бы вылечить девочку. Однако болезнь оказалась неизлечимой. В то же время Маше все же удалось научиться жить и даже творить, несмотря на физическую немощность.

Хотя у нее функционирует только один палец, Мария набирает текст на специальной клавиатуре и пишет сказки, сценарии и рецензии на театральные постановки, тем более что закончила соответствующий

Конец полувекового романа

15 июня 2017 года Баталов ушел из жизни. Он долго и серьезно болел, поэтому к заботам о Маше у Гитаны Аркадьевны добавилась необходимость ухаживать и за супругом. Перед смертью актер обратился к своей любимой жене стихами собственного сочинения. В них он назвал супругу «бесценным даром от Бога».

Гитана Аркадьевна тяжело пережила утрату мужа. Ведь вместе супруги прожили более 54-х лет, а это целая жизнь, наполненная горестями, радостями и любовью друг к другу!

Теперь вы знаете, кто такая Гитана Леонтенко и некоторые подробности ее романа и совместной жизни с одним из самых известных актеров советского периода — Алексеем Баталовым.

Алексей Баталов – советский и российский актер театра и кино, сценарист и кинорежиссер. Получил широкую известность по роли Георгия Ивановича (Гоши) в фильме «Москва слезам не верит».

Алексей Владимирович Баталов родился в ноябре 1928 года во Владимире. Будущий актер вырос в театральной семье. Владимир Баталов и Нина Ольшевская – родители Алексея. И мать, и отец Алексея работали в Московском Художественном Театре. Именно благодаря родителям мальчик в буквальном смысле слова вырос на театральных декорациях.

В 30-х годах брак Владимира Баталова и Нины Ольшанской распался. Мать Алексея вышла замуж во второй раз, мальчик в пять лет попадает в семью Виктора Ардова. Женщина с сыном переезжает к Виктору, но жить в новой семье тяжело, ведь за стенкой проживает бывшая жена Ардова. Тем не менее матери Алексея удалось приобрести квартиру и переехать вместе с сыном в дом литераторов, где соседями была семья Мандельштамов.

Благодаря этой квартире и своим знаменитым соседям Алексей Баталов уже в детстве находился в обществе советской интеллигенции, видных представителей русской культуры, силой духа и талантом которых восхищался. В их доме бывали великие писатели и поэты: , и другие.


В 1941 году закончилось детство, началась война, и Алексея с мамой эвакуировали в татарский город Бугульма. Мать осталась верна призванию и даже в эвакуации организовала свой театр. Алексею на тот момент не исполнилось и 15 лет. Юноша помогал маме в театре, а со временем начал играть небольшие роли. Алексей с рождения не сомневался, что сцена станет неотъемлемой частью его жизни, но вот в силу своего таланта не особо верил.

Театр

Впервые Алексей Баталов вышел на театральную сцену в эвакуации в Бугульме. В годы войны также актер дебютирует в кино, получив эпизодическую роль в фильме «Зоя».

После войны Баталов возвращается в Москву. В 1950 году Алексей Владимирович начинает работу в Московском художественном академическом театре (МХАТ).


Алексей Баталов в спектакле "Горе от ума". 1946 год.

В это время он заканчивает учебу в школе-студии МХАТ, а вскоре три года работает в Центральном театре Советской Армии. С 1953 года Алексей Владимирович стал актером МХАТа, но задержаться надолго там не удалось. В 1957 году артист покинул театральное учреждение.

Сам актер не раз говорил, что театр – его судьба, ведь Алексей является сыном актера и актрисы Московского Художественного Театра. Первое, что увидел артист в своей жизни – декорации и загримированных актеров, а в детстве ему казалось, что все взрослые люди на свете работают именно в этом театре.

Фильмы

Еще будучи школьником, Баталов сыграл первую роль в кино в картине «Зоя» режиссера Лео Арнштама. Следующий опыт работы в кино актер получил только через 10 лет. Иосиф Хейфиц предложил актеру главную роль в фильме «Большая семья». Режиссер тогда создавал на экране новый образ рабочего, и помогал в этом именно молодой Баталов. Позже он не раз играл в фильмах Хейфица: в 1955 году фильм «Дело Румянцева», в 1960 – «Дама с собачкой», в 1964 – «День счастья». Во всех этих кинолентах герои Баталова – интеллигентные, сильные духом люди. Этот образ понравился режиссерам, и Алексей Баталов начинает получать новые предложения.


В 1956 году Марк Донской приглашает играть роль Павла Власова в экранизации повести Горького «Мать». В следующем году Алексей Баталов исполняет роль, которая стала новой вехой в его биографии. Речь идет о картине «Летят журавли» Михаила Калатозова. Фильм, ставший легендарным, принес Баталову известность и любовь зрителя. Кинолента создала неповторимый образ солдата, не вернувшегося с войны. Спокойствие, ирония, мужество и интеллигентность – вот каким стал советский солдат благодаря игре Баталова.

Новые грани актера открыла экранизация «Дама с собачкой». В 1960 году артисту пришлось перешагнуть уже позитивный образ, который воспринимался зрителем на экране. Роль Гурова потребовала от него немало работы, но результат стоил того. Картина получила большое количество наград, в том числе международных.


В 1962 году Алексей Владимирович играет в фильме «Девять дней одного года» роль Дмитрия Гусева, физика, получившего высокую дозу радиации. В начале 60-х годов Михаил Ромм и Даниил Храбровицкий специально под Баталова решили написать сценарий к этому фильму, но их ждало разочарование. Стало известно, что актер серьезно болен. Из-ха проблем с глазами свет софитов ему противопоказан. Тем не менее авторы сценария решили послать новый материал в глазную клинику, где лечился Баталов, предварительно предупредив его о будущей роли. Актер среагировал моментально, рванув из Симферополя в Москву к создателям киноленты, заявив, что готов участвовать в съемках.

Картина «Девять дней одного года» повествует о работе физиков-ядерщиков и частично основана на реальных событиях. От Баталова требовалось не скатываться в трагедию. Актеру предлагалось показать человека мысли, ученого, представителя элиты ХХ века, и Алексей Владимирович отлично справился с этой задачей. Артист в 1966 году за эту роль получил Государственную премию РСФСР.


В 60-х годах Баталов все больше увлекается радиотеатром и режиссурой. И только в 70-х опять начинает появляться на экранах. Режиссеры активно используют созданный им имидж.

Также с 1975 году Баталов преподает актерское мастерство во ВГИКе, а с 1980 становится профессором и заведующим кафедрой. Новая волна всенародной любви хлынула на артиста в 1980 году после выхода на экраны фильма «Москва слезам не верит». Эта лента стала вершиной в творческой биографии актера.


Слесарь Гоша вернул на экраны персонаж рабочего-интеллигента, став легендарным персонажем советского кинематографа. До сих пор гордый и независимый «Гоша, можно Гога», мастерский воплощенный Баталовым в оскароносном фильме режиссера – секс-символ отечественного кино.

В 2006 году Баталов последний раз появлялся на съемочной площадке. Тогда актер поучаствовал в съемках фильма-мюзикла «Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя!». С тех пор артист перевоплотился в писателя, представив сборник мемуаров.


Алексей Баталов пишет стихи, сценарии, детские сказки, а также увлекается живописью. В 1984 году в издательстве «Искусство» вышла книга Алексея Баталова «Судьба и ремесло». Артист также автор книги «Диалоги в антракте» и главы об Анне Ахматовой в книге «Легендарная Ордынка», написанной совместно с Михаилом и Борисом Ардовыми.

Вклад Баталова в развитие отечественной культуры высоко оценен высшими государственными и общественными наградами.

Режиссура

Первая режиссерская работа Баталова «Шинель» по повести Гоголя была снята в 1960 году. В 1966 году он снимает второй фильм «Три толстяка» по книге Олеши и сам же играет одну из главных ролей. В 1972 году артист создает третью картину – повесть Достоевского «Игрок». На этом его режиссерский опыт заканчивается. Баталов объясняет это переездом из Ленинграда в Москву. Артист говорил, что с городом потерял и команду, которая помогала в работе, а новый профессиональный коллектив так и не удалось собрать.


А вот радиопостановки сыграли в жизни Баталова особую роль. Они появились в период простоя в кино и желании актера постичь искусство слова. В результате вышли на экраны знаменитые «Казаки» , «Герой нашего времени» , «Ромео и Джульетта» , «Белые ночи» и другие. Каждая из них до сих пор остается прекрасным образцом радио-спектакля, прекрасно поставленного, отыгранного и сохранившего мысль, характер автора.

С 1974 года Алексей Владимирович увлекается озвучкой мультфильмов. Все мы не раз слышали голос Баталова в мультфильмах «Загадочная планета», «Ежик в тумане», «Приключения пингвиненка Лоло», «Лягушка-путешественница», «Ключи от времени» и других.

Личная жизнь

Ирина Ротова – первая любовь Алексея Баталова. Молодые люди встретились, когда им было по 16 лет. Алексей и Ирина без памяти влюбились друг в друга, но пожениться смогли спустя два года. После свадьбы у пары родилась дочь Надя.

Постепенно Баталов больше времени проводит на съемках. Отношения с Ириной стали разрушаться, а на съемках фильма «Большая семья» Алексей встречает циркачку Гитану Леонтенко. Молодая цыганка очень понравилась актеру. В 1958 году он разводится с супругой и женится на Гитане.


Второй брак оказался удачным. Омрачает семейную жизнь только инвалидность дочери Маши. Она получила травму во время родов, так и не встав на ноги. Но девочка оказалась сильной и выучилась на сценариста во ВГИКе.

Алексей Баталов приложил максимум усилий, чтобы ребенок нашел свое место в жизни. Вскоре усилия артиста были вознаграждены, и талант дочери начал проявляться. Девушка поступила в институт, а позже ее принимают в Союз писателей.

Дачный конфликт

Известно, что народный любимец давно уже приобрел дачный участок в ДСК «Мичуринец» рядом с писательским поселком Переделкино. Баталов построил на территории участка скромный домик с верандой, но вскоре узнал, что его собственный кусочек участка оформил на себя сосед, предприниматель-ювелир Вадим Эльгарт.


Ловкий ювелир построил на этой территории баню, предварительно предоставив на подпись Алексею Владимировичу документы, в которых тот толком не разобрался. Вскоре выяснилось, что артист своей подписью подтвердил акт размежевания границ. По мнению экспертов, сосед мог подсунуть Баталову бумаги на отчуждение земли под предлогом автографа.

На момент подписания артист не был владельцем дачи, а за несколько лет до этой истории оформил все документы на свою дочь Марию. Таким образом, именно дочь Баталова – хозяйка и дачи, и участка земли. Сосед, замышляя такую «сделку», об этом не знал. Фактически юридической силы подпись Баталова не несет никакой, но судится с соседом актер уже не менее шести лет.

Ситуация осложняется тем, что Эльгарт подарил дачу Ольге Ивановой, своей дочери, которая проживает в Лос-Анджелесе и в российский суд не является, но, тем не менее, ответчик по делу именно она.


Поклонники актера надеялись, что в ближайшее время негативная ситуация вокруг земельного участка разрешится, поскольку инцидентом заинтересовался даже председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин, поручив проверить обстоятельства отчуждения. Все же многие юзеры соцсетей удивляются случившемуся, ведь Алексей Владимирович остался один на один в дачном конфликте, и даже всесоюзная слава не помогла актеру обезопасить себя. Казалось бы, известность артиста должна исправить такое положение дел, но конфликт с дачным участком так и остался на повестке дня.

Смерть

В 2017 году с Баталовым приключилась беда. Актер оказался в больнице - в январе сломал шейку бедра на правой ноге. Перелом оказался непростым. Пришлось делать повторную плановую операцию в московской больнице, но врачи сломанную кость сумели восстановить.

Состояние здоровья Баталова улучшилось. Рана на ноге заживала, но артиста беспокоило давление, ведь давние проблемы с сосудами дают о себе знать. Медики рекомендовали Алексею Владимировичу бросить курить.


В 2016 году актер отметил 88-летие.

15 июня 2017 года Алексей Баталов умер. С января этого года актер не покидал стены больницы после полученной травмы.

Фильмография

  • Большая семья
  • Дело Румянцева
  • Дама с собачкой
  • Девять дней одного года
  • Летят журавли
  • Звезда пленительного счастья
  • Москва слезам не верит
  • Скорость
  • Три толстяка
  • Чехов и Ко

Семейные неурядицы и суды с соседями довели жену актёра до больничной койки

Супруге всенародно любимого Алексея БАТАЛОВА 18 августа исполняется 80. 52 года из них цыганка Гитана ЛЕОНТЕНКО, потомственная цирковая артистка, живет в браке с Алексеем Владимировичем. А познакомились они еще раньше, за десять лет до женитьбы, и прошли мучительный путь к своему счастью.

Гитана, как и я, выросла в цирке, - рассказывает известная акробатка Ирина Шестуа. - Наши мамы близко дружили, поэтому и мы с Леонтенко всегда хорошо общались. Правда, она немного старше, так что и успех к ней, выступающей на арене с девяти лет, пришел раньше. Отлично помню цыганский коллектив, где, помимо принцессы Гитаны, потрясающе работал Михаил Шишков, будущий актер кино и театра «Ромэн». Впрочем, Леонтенко совершенно не терялась на его фоне: она была настолько великолепной наездницей, что, несмотря на свою внешнюю хрупкость, освоила сложнейший цирковой жанр - акробатика на лошади. От ее лихих джигитовок у зрителей сердце уходило в пятки. В то же время в бытовом общении Гитана всегда была простая и очень искренняя. Конечно, мужчины немедленно влюблялись в эту добрую девушку с экзотической внешностью.

25-летний Баталов познакомился с Гитаной в Ленинграде в 1953 году. Алексей тогда играл свою первую большую роль - в картине «Большая семья», а 18-летняя Леонтенко приехала в творческую командировку в город на Неве вместе с цирковым коллективом.
В ресторане гостиницы «Европейская», где оба поселились, они впервые и повстречались. Искра пробежала тут же! Родня Гитаны, смекнув, что их девочкой увлекся начинающий киноартист, сразу решила, что тот ей не пара. Дескать, кавалера стоит искать в своем кругу. Цыгане даже пригрозили Баталову. Но тот оказался не из пугливых и... назначил красавице тайную встречу.
- Все это происходило на моих глазах, - говорит другая звезда цирка, наездница Энгелина Рогальская. - На Руси ведь частенько гусары влюблялись в цыганок, потому что у тех от природы какая-то внутренняя сила. Когда я поняла, что у Гитаны и Алексея вспыхнуло взаимное чувство, решила усилить и без того гигантскую эротичность и магию девушки и стала уговаривать ее сделать модную стрижку. Она отмахнулась: «Алеше и так нравится».

Десять белых ночей

Несмотря на то что элегантный интеллигент Баталов с 17 лет был связан узами брака с ровесницей Ирой Ротовой, дочкой известного художника, а едва достигнув совершеннолетия, успел стать отцом прелестной девочки Нади, барышни постоянно теряли от него голову. Например, во время учебы в Школе-студии МХАТ в Алексея по уши влюбилась однокурсница Элла Позднякова. Но тогда будущий кумир публики дал Эллочке четко понять, что ей ничего не светит. А вот в случае с Гитаной у женатика все вышло совершенно по-другому.
На протяжении десяти белых ленинградских ночей Леонтенко и Баталов наслаждались обществом друг друга и, как дети, радовались, что жизнь так улыбнулась обоим, подарив счастье пусть даже тайных свиданий. Но на одиннадцатый день Алексей все же решился признаться Гитане, что не свободен. Слова эти будто ножом ранили сердце девушки. Она убежала прочь, бросив на прощание, что ее не нужно догонять, все равно рассчитывать не на что.
В течение последующих пяти лет они ни разу не встретились...

Дорогой мой человек

Вскоре сердце Гитаны разбил еще один киноактер - Сергей Гурзо. После роли Сережи Тюленина в «Молодой гвардии» на симпатичного парня обрушилась невероятная слава. Несмотря на малокартинье, воцарившееся в отечественном кино, он продолжал много сниматься.
Для роли табунщика, сыгранной в ленте «Смелые люди», Гурзо брал уроки верховой езды у цирковых артистов из династии Кантемировых. Навсегда прикипев к арене с запахом опилок и зверья, крутизне трибун и, конечно, цирковым актерам, донжуан Гурзо просто не мог упустить из виду обворожительную гротеск-наездницу Леонтенко.
- Да, у моего теперь уже давно покойного отца в свое время случился бурный роман с Гитаной, - подтвердил актер и режиссер Сергей Гурзо-младший. - Папа всегда отличался большой нежностью к женскому полу. Крепко дружил с Василием Сталиным, оба - еще те ходоки! Страсть между отцом и Гитаной вспыхнула неожиданно. Причем они вмиг стали не только любовниками, но и очень хорошими друзьями. В том смысле, что, кроме плотского притяжения, имели много общих интересов, им всегда было о чем поговорить. А когда чувства перегорели и они решили разойтись, продолжали тепло общаться.

Шестуа добавила, что в период сожительства с Гурзо цыганка обитала с Сергеем в общежитии на Неглинке:
- У Леонтенко тогда как раз случился пик карьеры, ее головокружительные номера никто в мире не мог повторить, она даже во Франции гастролировала с конным цирком. И вдруг из-за Сергея на время решила прервать работу. Ушла из цирка, чтобы сопровождать его на съемках. Но потом, после их разрыва, вернулась в профессию.
В это же самое время Баталов увлекся балериной Ленинградского театра им. Кирова Ольгой Заботкиной. В 55-м она снискала успех как киноактриса, снявшись в роли Кати Татариновой в фильме «Два капитана». Алексей тоже стал звездой после выхода на экраны картины «Летят журавли». Немудрено, что, едва познакомившись с Баталовым, приехавшим в Питер на съемки ленты «Дорогой мой человек», Заботкина сразу влюбилась.
- Оля очень хорошо относилась ко мне и, наверное, рассчитывала, что я на ней женюсь, - вспоминал позже Алексей Владимирович. - Даже с подругами этой мыслью делилась. Но наша свадьба так и не состоялась... На тот момент я только-только развелся с первой женой Ириной и о втором браке не думал. А когда понял, что Оля ждет от меня серьезного шага, просто решил с ней расстаться.
Причем объясниться с зазнобой Алексей не решился: просто скоропалительно уехал от нее в Москву. Заботкина долго не находила себе места, но разыскивать беглеца не стала.
Уже на склоне лет, когда танцовщицы не было в живых, Баталов снял камень с души и раскаялся, что тогда по молодости поступил очень жестоко. Впрочем, Ольга после странных отношений с актером дважды побывала замужем - за музыкантом Сергеем Красавиным и поэтом-пародистом, ведущим передачи «Вокруг смеха» Александром Ивановым.

Страх и ревность

С радостью вернувшись к работе на манеже, Гитана недолго горевала и приняла ухаживания коллеги - канатоходца Магомеда Магомедова. Об этом автору этих строк рассказала одна из жен артиста цирка - Ларита Магомедова, тоже звезда советской арены:
- Роман Магомеда с Гитаной случился еще до того, как он на мне женился, а Леонтенко стала супругой Баталова. Я-то помоложе цыганки и еще в детстве имела возможность наблюдать за ее потрясающей работой. Мой папа, начальник комиссии по военно-промышленным вопросам, дружил с Эмилем Кио, так что мы часто бывали на представлениях. Неизгладимое впечатление на меня однажды произвела мама Гитаны, которую тоже звали Гитаной. Когда на арену вышла маленькая, как пигмей, женщина с распущенными длинными волосами и кнутом, я, как сейчас помню, вжалась в кресло от страха. Цыганка обвела публику пронзительным взглядом, гулко ударила хлыстом, и тут же на манеж выбежала лошадь. На ней балансировала дивная, с кучерявыми волосами девочка - ее дочь. Кто бы мог подумать, что судьба нас потом так пересечет...

Резко сменив тему, Ларита Анатольевна задает мне вопрос и тут же сама на него отвечает:
- Знаете, почему мой Магомет на Гитане так и не женился? В его роду было принято брать в супруги только девственниц. А Леонтенко успела до встречи с ним побывать в объятиях других мужчин. Впрочем, Магомедов ее долго не мог забыть. Уже после того, как мы прожили пару лет в браке, я у него в ящиках, между канатами, нашла фотографии этой цыганки. Устроила жуткую сцену ревности, в клочья порвала снимки, хотя к самой Гитане я всегда уважительно относилась. Она умная и эрудированная женщина. Не зря же сам Баталов, настоящий интеллигент и эталон мужчины, с ней столько лет рядом!

Проза жизни

Стоит отметить, что желание связать судьбу с Гитаной (после расставания с первой женой Ротовой и балериной Заботкиной Алексей разыскал ее и предложил начать все сначала) многие в его окружении не приняли. Дескать, негоже выходцу из именитой семьи якшаться с циркачкой. Но Баталов не пошел на поводу у общественного мнения. И был за это вознагражден. К тому же неожиданный выбор одобрила давняя подруга его семьи Анна Ахматова.
Тем не менее поначалу Гитане не всегда было сладко рядом с мегапопулярным мужем.
- Как-то в гостях Алеша стал ухаживать за одной дамой, - делилась однажды она. - Дома я устроила цыганский скандал. Алеша не спорил, не оправдывался. До семи часов утра он объяснял мне, что ревновать неприлично, недостойно, что умные женщины так не поступают. Уже через час я готова была просить прощения, а он все говорил и говорил. На следующий день мы опять были в гостях. Увидев, что Алеша нежно разговаривает с Мордюковой, я, боком-боком, - в другую комнату. Только бы не подумал, что ревную. Вторую воспитательную ночь я бы не выдержала...

К слову, в 63-м, незадолго до свадьбы, на съемках фильма «День счастья» Баталов увлекся юной Ларисой Голубкиной. И начинающая актриса, как утверждает с ее слов Николай Щербинский (которого долгие годы многие считали отцом ее дочери Маши), Алексею подарила свою невинность.
А шесть лет назад телеведущая Кира Прошутинская опубликовала в глянцевом журнале небольшую документальную повесть под названием «Рассказать о Маэстро». В главном герое легко угадывается Баталов. Пикантность ситуации заключалась в том, что Прошутинская отважилась описать в деталях бурный и продолжительный роман актера с юной девушкой, очевидицей которого стала. Повествование относится к 70-м. Жена главного персонажа измотана его неверностью, а молодая возлюбленная - неопределенностью. В конце концов, спустя чуть ли не 13 лет, любовники принимают горькое решение расстаться. Героиня уезжает жить за границу, где умирает...
Грянул скандал. Баталов вынужден был оправдываться. Он объяснил, что действительно был знаком с некой дамой по имени Ксения, трагедию которой описала Прошутинская. Но близкие отношения с ней подтверждать не стал.
Вернемся к нашей героине. В окружении замечательной пары находятся и те, кто считает, что цирковая наездница и сама порой позволяла себе раскованности с другими мужчинами.
- К примеру, у Гитаны с Юрием Никулиным в свое время случились отношения, - огорошил Сергей Гурзо-младший. - Но это объяснимо: он был в цирке всемогущим человеком. От Юрия Владимировича зависели зарубежные поездки и много чего еще. Это проза жизни...
- Главное, что и Гитана, и Леша - очень хорошие люди, - отмахивается от всех сплетен Ирина Шестуа. - Когда мне срочно понадобилась большая сумма в долг, они первыми пришли на помощь. Очень несправедливо, что их талантливейшая дочка Маша, которой уже 47 лет, с рождения стала инвалидом.


Суд да баня

Да-да, Гитана Аркадьевна всю жизнь верой и правдой служит мужу и больной дочери, после рождения которой окончательно ушла из профессии, - подтверждает друг семьи, юрист и меценат Михаил Цивин. - Сама Гитана сейчас плохо себя чувствует, никак не оправится после операции, которую ей сделали в мае (тогда пожилую женщину экстренно госпитализировали с язвой желудка, обострившейся, как считают врачи, из-за нервных нагрузок. - Г. У.). Но она и не собирается сдаваться или грустить, ведь Москва слезам не верит, верно? В молодости Гитана была физически сильной, накачанной, с крепкими мышцами. Из-за этого и случилась проблема при родах Маши. По всем показаниям тогда должны были делать кесарево, но в нужный момент рядом почему-то не оказалось хирурга. Вот девочку и вытянули щипцами, из-за чего у малышки случился церебральный паралич. Гитана - сумасшедшая мама: любит Машу безумно, окружила ее невероятной заботой, ухаживает. Дочка же, которая не может ходить, пишет потрясающие сказки, сценарии и рецензии на спектакли. Причем делает это всего одним пальчиком - остальные не слушаются. Марию раз в неделю возят на дачу подышать свежим воздухом.
Напомним, о некрасивой истории именно с этой дачей семьи народного артиста в Переделкино «Экспресс газета» написала в сентябре 2013-го первой: соседи оттяпали у наших героев часть участка, передвинув забор и возведя на прихваченной территории баньку. Суд вроде бы решил дело в пользу Баталовых. Но, как выясняется, воз, а точнее, парилка и ныне там.
- Баню не сносят, а соседи Баталовых куражатся, все еще пытаясь доказать, что Алексей Владимирович незаконно получил свой участок, - возмущается Цивин. - Из-за этого и пошатнулось здоровье пожилых супругов, они сильно переживают. Но я уверен, что правда все-таки восторжествует. От лица всех почитателей таланта поздравляю Гитану Аркадьевну с юбилеем и хочу заверить: мы вас очень любим и всегда будем поддерживать!

Узнав о том, что у великого актера родилась правнучка, мы решили поздравить его с этим событием. Но оказалось, что Алексей Владимирович не помнит, что у него вообще есть внуки, а уж о том, что родилась правнучка, он просто не знает. Баталов рассказал нам, почему не общается с дочерью от первого брака.

– Я по профессии переводчик. А моя дочь Катя окончила экономический факультет и работает по специальности. Сейчас ей уже тридцать четыре года, у нее давно своя семья, и она живет отдельно от меня. Да Екатерина и сама ведь уже мама. У нее родилась дочь Светлана…

Мы удивились, что у Алексея Владимировича такое богатое потомство от первого брака. Правда, фамилия Баталовых заканчивается на дочери Надежде. Внучка Катя по мужу носит фамилию Смирнова, и ее ребенок тоже. Но это ведь неважно, все равно они ближайшие родственники актера.

Однако, когда мы попросили самого Алексея Владимировича рассказать, как он общается с внуками, оказалось, что он вообще не признает факт их существования.

– Вы знаете, ведь у меня нет никаких внуков, – сообщил нам актер уверенным тоном. – Моя дочь Мария больна, и у нее детей нет.

– Но мы имели в виду вашу старшую дочь Надежду, – пояснили мы.
Актер немного подумал… Было такое ощущение, что он вспоминает, о ком идет речь.

– Ну, моя дочка живет сама по себе, – сказал наконец Алексей Владимирович. – Мы с ней очень редко видимся, и я совершенно не влияю на ее жизнь. Она сама себе хозяйка… Ну, и соответственно внучка, ее дочь, тоже сама по себе. Я их вижу реже, чем раз в год…

– Разве дочь не дает вам общаться с внучкой?

– Нет, я не могу сказать, что она не дает мне общаться. Просто у меня на это нет времени… Это надо их привезти к себе, а потом непонятно, что с ними делать. Положено как-то по-человечески поговорить, погулять… А я не знаю, о чем с ними говорить… Потому что, когда постоянно живешь с человеком, ты уже знаешь его. А тут малознакомые люди… Ну, это все равно что в оперу пойти впервые в жизни…

– А правнучки у вас нет? – с надеждой спросили мы.

– Нет! Слава Богу, правнучки нет, – с облегчением ответил Алексей Владимирович.

Честно говоря, удивительно, что актер вычеркнул из своей жизни первую семью. Ведь когда-то все начиналось очень хорошо. Шестьдесят восемь лет назад, будучи 16-летним мальчишкой, Алексей заявил родителям, что хочет жениться. Его избранницей стала Ирина Ротова, дочь известного художника.

– Я женился на Ирочке, потому что был знаком с ней с самого горшка, – рассказал нам Алексей Владимирович. – Так для меня было проще всего. Просто я очень стеснительный человек, для меня немыслимо было довериться чужой девчонке. А она своя, родная…

Молодые были настроены крайне романтично, даже давали друг другу различные обеты. Например такой: никогда не врать! Потом, кстати, он им очень пригодился при разводе. Своего жилья у них не было, болтались между родителями Ирины и Алексея… А потом у Баталова начала выстраиваться актерская карьера. Он поехал на съемки в Ленинград, и у Ирины появились поводы для ревности.

– Больше всего нашему разводу посодействовала теща, – вспоминает Баталов. – Ну, и другие люди нашептали, что, мол, артисты кино всегда имеют любовниц, это так у них заведено.

Однажды, соскучившись, Алексей передал супруге подарочек через актрису Инну Макарову, с которой тогда снимался.

Передавая сувенир в руки Ирины на перроне вокзала, актриса с удивлением узнала, что жена Баталова от него ушла. Только сам Алексей об этом пока еще не ведал. Когда актер вернулся в Москву, они с супругой быстро выяснили отношения и предоставили друг другу свободу.Трехлетняя дочка Надя, разумеется, осталась с матерью. Но в ее детстве отец существовал всегда. Поначалу они ходили вместе в зоопарк, в кино. Но по мере того как популярность Баталова росла, нормально пройти по улице он уже не мог.

Тогда они стали встречаться в гараже на Ордынке, где актер возился со своей машиной. И между прочим, свою дочку актер-автолюбитель посадил за руль… в три года.

– Отец придумал такое устройство, чтобы машина самостоятельно ездила по кругу, – вспоминает дочь Баталова. – Посадил меня за руль, завел машину и постучал в окно. Бабушка и мама выглянули, и у них чуть не случился инфаркт! Они подумали, что я и правда управляю машиной…

Вообще, в молодости Алексей Владимирович любил разыгрывать своих близких.

– Однажды отец преподал мне урок, – вспоминает Надежда Алексеевна. – Мы шли по нашей улице, и он спросил меня: «А когда я буду старым, косым и кривым, ты будешь любить меня, дочка?» Я ответила: «Конечно, папа!» И вдруг лицо его скривилось, он стал страшно косить и пошел, припадая на одну ногу, притворяясь пьяным! Мы шли мимо знакомых, соседей, из всех окон и подъездов люди глазели на нас. А я бежала за отцом и кричала: «Папа, не надо!» Когда он увидел, что я уже готова заплакать, прекратил этот спектакль. И остался доволен тем, что, несмотря ни на что, я не бросила его на улице.

Наверное, тогда Надежда не могла себе представить, что и после восьмидесяти лет ее отец останется востребованным, не окосеет и не окривеет. Но вот о чем она точно не могла догадаться – что сама окажется ненужной своему старому отцу.

В 1963 году Алексей Владимирович снова решил жениться. Между его первым и вторым браком прошли долгие десять лет. По всей видимости, Баталов не спешил расставаться со свободой, помня о первом неудачном опыте. Все это время на примете у него была цирковая артистка Гитана Леонтенко, с которой он встречался, когда удавалось вырваться со съемок. Цыганка Гитана была потомственной наездницей, настоящей звездой в своем виде искусства. Это сейчас, из-за болезни дочери, она уже давно домохозяйка, а в те годы Гитана могла найти партию и получше, чем актер Алексей Баталов. Но на самом деле притянул Баталова к этой женщине ее воистину независимый характер.

– Я не хотела выходить замуж, – призналась нам Гитана Аркадьевна. – Наверное, я думала, как и все артисты, что это от меня никуда не уйдет. А главное – работа. Для меня мир за пределами цирка был чужим, незнакомым… Стоять у плиты, быть просто женой – эта перспектива была не для меня, я не мечтала варить борщи… И с Алексеем Владимировичем мы то расставались, то снова встречались. Но, конечно, он мне очень нравился! Что вы, он был потрясающим! Голубые глаза, стихи читал… Разительно отличался от тех мужчин, которые были со мной рядом… Но я никогда ни на чем не настаивала, ничего не просила. Я его отпускала, и он всегда был свободен. Думаю, именно поэтому Алексей Владимирович и женился на мне.

Гитана Аркадьевна признается, что вся ее жизнь делится на «до» и «после» – до рождения дочери и после этого. После того как выяснилось, что Мария больна, убитым горем родителям предложили оставить ребенка в роддоме. Но они наотрез отказались смириться со страшным диагнозом ДЦП. Для того чтобы бороться за жизнь дочери, нужно было, чтобы кто-то сидел с Машей день и ночь, и супруга Баталова навсегда оставила цирк.

– После свадьбы я работала еще пять лет, пока не родилась Маша, – вспоминает Гитана Аркадьевна. – Я зарабатывала прилично, давала по два представления в день, а в Новый год и по три. А Леша снимался мало… Потом ситуация поменялась, потому что выяснилось, что наша дочь больна. Сначала у нас были надежды на излечение, а потом они растаяли… Не дай бог никому пережить подобное! Но если такому ребенку суждено было родиться на свет, хорошо, что она у нас родилась. Мы бы ее никогда не бросили… После рождения дочери я стала просто мамой и женой. Было много предложений работать, я могла не вылезать из-за границы. Но я все силы бросила на Машу. Конечно, я стала другой, даже по характеру… Стала всего бояться, чаще расстраиваться. Но думаю, что я очень смелая женщина, если Машу воспитала.

Вы знаете, мы провезли ее почти по всему миру. Алеша работал в «Доме дружбы» без зарплаты, только чтобы Маша могла ездить с ним. И они были в Чехословакии, Германии, в Париже три раза, в Греции два раза… Он за это выступал, собирал залы. Маша с детства ходила на балет, в театр. Я не так умна, как Алексей Владимирович, а она, слава Богу, пошла в отца. Родившись в нашей семье, Маша не могла вырасти другой!

Теперь Маше сорок три года, и у нее много достижений – она написала книгу, выпустила сценарий, по которому сняли фильм, недавно стала членом Союза писателей. Со своей сводной сестрой Надеждой Мария знакома. Раньше Надя всегда приходила на дни рождения сестры, но сейчас ограничивается лишь поздравлениями по телефону. На семейные праздники дочь от первого брака Алексей Владимирович не приглашает. А внучка Екатерина вообще никогда не была у дедушки дома и вряд ли когда-нибудь побывает.

Взгляд со стороны

С сотрудницей Дома актера Ириной Ионовной мы пообщались, когда обсуждали ситуацию с похоронами двоюродной сестры актера Светланы Баталовой. Как человек, который много лет знает Баталова, она пролила свет на все эти парадоксальные ситуации.

– Дело в том, что Алексей Владимирович вообще живет замкнуто и отдельно от всех, – рассказала нам Ирина Евгеньевна. – Например, он очень мало общается со своим родным братом, а со своей племянницей Анной Ардовой (звездой шоу «Одна за всех») вообще не знается. Вот и от сестры своей отвернулся…

Короче говоря, родственники ему не нужны. Я не знаю, почему. Возможно, таким его сделала тяжелая болезнь младшей дочери, а возможно, это исходит из равнодушия и черствости натуры. Актер ведь не обязан соответствовать образам, которые он сыграл в кино.

Татьяна Петрова

Читайте также: