Техника проведения антропометрических измерений у детей разного возраста. Антропометрия Определение веса - массы тела

Измерение длины окружности той или иной части тела называют замерами. Это лишь малый сегмент всей антропометрии человека. Умение измерять свое тело необходимо для фитнеса и бодибилдинга.

Для чего нужно делать замеры

Замеры помогают отслеживать динамику вашего прогресса. Визуально вы не всегда сможете определить изменился обхват вашей части тела или нет, а благодаря измерительной ленте вы сможете узнать даже о самом незначительном изменении.

Если же изменений нет, то вы будете знать, что необходимо подкорректировать свой тренировочный план и режим питания.

Когда делать замеры

Делайте замеры с утра, натощак, и даже желательно в одно и то же время. Тогда погрешности из-за условий измерения вообще не будет.

Как делать замеры

Замеры делаются с помощью сантиметровой ленты. Очень важно чтобы лента располагалась вдоль оси кости, а не по диагонали, наискосок или поперек. Она должна лежать плотно поверх вашей кожи, но нисколько не сдавливать ее.

Единого правила замеров нет, не существует самого удобного и разумного способа их делать. Поэтому далее будет описано как произвожу замеры именно я (все максимально подстроил под себя и упростил измерения там, где можно).

Как делать замеры тела

Запястье

Положение и состояние: согните руку в локте для удобства измерения. Рука расслаблена.
Место замера: чуть дальше от кисти, в самом тонком месте предплечья.

Предплечье

Положение и состояние: согните руку в локте (угол между предплечьем и бицепсом около 90 градусов), сожмите кисть в кулак и согните кулак в сторону предплечья до угла в 90 градусов. Все мышцы руки напряжены; важно напрячь на только внутренние мышцы предплечья (в их сторону мы согнули кисть), но и внешние мышцы.
Место замера: самая широкая часть предплечья, на 1-2 см подальше от перехода в плечо.

Плечо

Положение и состояние: согните руку в локте (угол между предплечьем и плечом около 70 градусов). Все мышцы руки напряжены; напрягаем и бицепс и трицепс, а не только изолированно бицепс.
Место замера: самая широкая часть плеча, примерно середина бицепса или же место его пика (если он есть).

Положение и состояние: стойте ровно, подбородок приподнят. Шея расслаблена.
Место замера: чуть выше основания шеи и чуть ниже уровня кадыка.

Плечевой пояс

Положение и состояние: стойте ровно, плечи слегка отведите назад, руки опущены. Все мышцы плечевого пояса и спины расслаблены.
Место замера: измерительная лента должна проходить через середину дельтовидных мышц, верх груди и вдоль лопаток.

Грудь

Положение и состояние: стойте ровно, дыхание умеренное (без активных вдохов и выдохов). Торс полностью расслаблен.
Место замера: самая широкая часть груди, выше уровня сосков на 1-3 см.

Живот

Положение и состояние: стойте ровно, дыхание умеренное (без активных вдохов и выдохов). Живот напряжен статически – не расслабляем его специально, но и не сокращаем мышцы пресса.
Место замера: примерно середина живота, чуть выше уровня пупка. Для кого-то это место будет талией, а для кого-то наоборот – самым широким местом.

Положение и состояние: стойте ровно. Ягодичные мышцы расслаблены.
Место замера: самая широкая часть таза, примерно середина ягодичных мышц.

Бедро

Положение и состояние: стойте ровно, основную опору держите на той ноге, которую замеряете. Коленный сустав максимально выпрямлен, мышцы бедра напряжены.
Место замера: самая широкая часть бедра, обычно находится у самого верха, примерно на 5-7 см ниже перехода бедра в таз.

Голень

Положение и состояние: измеряйте голень сидя. Напрягите мышцы голени, встав на носок и перенеся часть нагрузки, словно вы опираетесь не только тазом на стул, но и ступней на пол.
Место замера: самая широкая часть голени, обычно ниже на 5-7 см от места перехода голени в бедро.

Лодыжка

Положение и состояние: измеряйте лодыжку сидя. Нога расслаблена.
Место замера: чуть выше начала стопы, в самом тонком месте голени.

Правила измерений и ответы на вопросы

Общее

Теперь рассмотрим общие правила замеров и возможно возникшие у вас вопросы.

Как часто делать замеры

Делать замеры рекомендуется регулярно. А насколько регулярно зависит от вашего тренировочного периода. Если ваша цель поддерживать форму, то замеры стоит делать раз в 2-3 месяца. Если вы максимально пытаетесь сбросить вес или набрать мышечную массу, то замеры следует делать 1 раз в неделю.

Замеряйте в одном и том же месте

Очень важно запомнить в какое именно место вы прикладываете измерительную ленту. И всегда измеряйте именно в этом месте, именно у тех опознавательных знаков, которые вы для себя выделили. Это позволит вам избежать даже самой маленькой погрешности.

Замеряйте по нескольку раз

Замеры одной и той же части тела желательно производить по нескольку раз, чтобы удостовериться в правильности получившегося значения.

Нужно ли напрягать мышцы

Лично я замеряю в напряжении только предплечье, плечо, бедро и голень. Но в принципе все замеры можно делать без напряжения. А вот делать все замеры с напряженными мышцами – не вижу смысла.

Если вы обычный посетитель тренажерного зала, который хочет быть в хорошей форме, но не имеет цели выступать на соревнованиях, то вы можете делать замеры без напряжения мышц. Это будет оправдано, поскольку вы не идете по городу надутые и в напряжении – вы же не на сцене. Более того разница между напряженной мышцей и расслабленной (по обхвату, а не по визуальному облику) практически не отличается.

Можно ли измерять грудь на вдохе/выдохе или втягивать живот

Если вы выступающий атлет и ваша цель показать максимально возможный визуальный результат, и вы делаете вдох во время соревновательной позы, чтобы быть больше, то вам есть смысл измерять грудную клетку на вдохе. Также есть смысл замерять втянутый живот, если спортсмен на сцене его втягивает, делает вакуум.

Тут есть два момента, почему я за нейтральное состояние груди и живота. Во-первых, большинству людей соревнования не нужны, а в жизни мы же не будем делать глубокий вдох или вакуум. А во-вторых, у людей будут слишком различны показатели между вдохом и выдохом, если возьмем в пример пловцов или людей, которые играют на духовых музыкальных инструментах. У тех кто практикует боевые искусства, цигун или йогу, будет вакуум куда лучше, чем у обычного атлета. В общем теряется усредненность показателей.

Если вы что-то делаете иначе

Лучше всего следовать изложенной выше системе замеров, но если вы измеряете по-другому, то это не страшно. Вы можете измерять в любом месте, при любых условиях, в любое время, с напряженной мышцей или без, но главное – делать это всегда одинаково. Тогда ваша история изменений в любом случае покажет в каком направлении вы двигаетесь, происходит прогресс или же вы стоите на месте.

Попросите помощи в замерах

В принципе, самостоятельно можно измерить все части тела, даже плечевой пояс, но это не так просто и возможна погрешность. Поэтому попросите друга или родственника помочь вам сделать замеры в трудных местах (плечевой пояс, грудь, шея).

Что делать если нет измерительной ленты

Заменить измерительную ленту можно ниткой или вырезанной полосой бумаги. Необходимо будет замерить часть тела, а потом с помощью обычной линейки узнать получившуюся длину. Но такой способ гораздо менее удобный и с довольно большой погрешностью. Поэтому лучше купить измерительную ленту, которая точно продается в любом швейном магазине.

Эксплуатация измерительной ленты

Помните, что со временем измерительная лента может измениться в длине (сядет или растянется). Поэтому было бы правильным раз в год измерять ее обычной линейкой, которая обладает точной шкалой, и при необходимости купить новую ленту.

Подведем итоги

Общее

Краткая информация о замерах тела:

  1. Замеры необходимы чтобы отслеживать динамику изменений своего тела.
  2. Делать замеры желательно с утра, натощак.
  3. Измеряют тело с помощью сантиметровой ленты.
  4. Очень важно запомнить в каком именно месте вы делаете замер; все последующие разы нужно измерять точно там же.
  5. Замеры одной части тела делайте по нескольку раз – так вы получите точное значение.

Дополнительная информация

Для мужчин важно измерять все части тела. Девушкам же в основном нужно измерять живот, таз, бедро и голень. А вот измерять запястье и лодыжку нет особого смысла, если вы уже знаете их размер. Только при очень большой разнице в весе эти части тела могут стать меньше или больше.

Небольшая ассиметрия в замерах между правой стороной и левой — это вполне нормально.

Для измерения длины тела стоя используется вертикальная шкала с точностью измерения 0,1 см с перемещающейся по ней поперечной рейкой, которая может быть наложена на голову для определения крайней верхней точки тела – «верхушечной». Прибор, состоящий из неподвижно закрепленной вертикальной шкалы и подвижной горизонтальной планки, получил название ростомера (рис. 8.13).

Для правильного измерения длины тела необходимо соблюдать ряд требований.

Измеряемый босыми ногами становится на горизонтальную площадку ростомера спиной к его вертикальной стойке со свободно опущенными руками, хорошо сдвинутыми стопами ног и максимально разогнутыми коленями, касаясь стойки ростомера пятью точками: пятками, икрами голени, ягодицами, поверхностью спины между лопатками и затылком. Такое положение необходимо придать для того, чтобы сгладить влияние сутуловатости на величину длины тела. Голова измеряемого устанавливается так, чтобы нижний край глазницы находился в одной горизонтальной плоскости с центром наружного слухового отверстия. Следует проследить, чтобы измеряемый не вытягивался вверх и не подгибал колени. При измерении длины тела субъектов женского пола надо следить, чтобы поперечная планка касалась не прически, а головы. После придания испытуемому описанной выше позы поперечную рейку антропометра или скользящую планку ростомера опускают на наивысшую точку головы и производят измерения с точностью до миллиметра.

Здесь уместно привести замечание швейцарского антрополога Р. Мартина, который писал, что точное определение длины тела стоя требует от исследователя максимума внимания, так как многие сравнительные расчеты производятся к длине тела, то есть выражаются в процентах от индивидуальной длины тела. Подобные исследования теряют всякую цену, если длина тела определена неправильно.

Рекомендации для измерения длины тела детей . Длину тела детей следует измерять при вытянутом положении тела. Один исследователь прижимает пятки ребенка к полу другой берет ребенка обеими руками под сосцевидные отростки и слегка надавливает по направлению вверх, указывая ребенку, что он должен вытянуться как можно выше. Этот прием устраняет или снижает дневные колебания длины тела, которые в противном случае могут быть выражены значительно (от 1,5 до 3,5 см). При измерении взрослых субъектов эти манипуляции не обязательны, так как за счет напряжения мышц колебания могут быть сглажены!

Примечание. При отсутствии ростомера и антропометра точное измерение длины тела можно произвести с помощью сантиметровой ленты и прямоугольного чертежного треугольника. Лента укрепляется с помощью кнопок по отвесу к дверному косяку без плинтуса, чертежный треугольник служит поперечной планкой, измерения производят как обычно.

Измерение длины тела сидя (длины туловища, шеи и головы) . Измеряемый садится на табурет ростомера (рис. 8.14), соприкасаясь с его вертикальной планкой ягодицами, спиной на уровне лопаток и затылком. Необходимо проследить, чтобы ноги были сомкнуты, голова находилась в положении, описанном выше. Измерения производятся, как описано выше. При измерении длины тела сидя антропометром, последний устанавливается на табурете, на котором измеряемый сидит с выпрямленной спиной.

Примечание. При отсутствии антропометра и ростомера измерение можно провести с помощью сантиметровой ленты, которая укрепляется вдоль стены или дверного косяка с таким расчетом, чтобы «ноль» располагался строго на уровне сидения табурета. В остальном измерения производятся, как описано ранее.

Измерение длины руки и ее сегментов . Измеряемый находится в положении основной антропометрической стойки, определяется высота плечевой точки над уровнем пола или щита, на котором стоит обследуемый, и высота кончика среднего пальца обследуемой руки над тем же уровнем; длина руки равна разности между этими величинами. Измерение длины плеча производится антропометром от плечевой точки до лучевой у верхнего края головки лучевой кости. Истинная длина плеча равна разности между измеренными величинами. Измерение длины предплечья производится от лучевой точки до шиловидной – на дистальном конце лучевой кости. Измерение длины кисти производится от шиловидной точки до пальцевой на конце третьего пальца.

Измерение длины ноги и ее сегментов . Измерение длины нижней конечности затрудняется тем, что точно определить проксимальную точку, от которой следует производить измерения, трудно. В связи с этим авторы предлагают по-разному определять верхнюю точку. Французские антропологи за исходную точку для измерения принимают верхушку большого вертела, немецкие антропологи – верхне-переднюю ость подвздошной кости. Р. Мартин предлагает определять длину нижней конечности от верхне-передней ости подвздошной кости до подошвы (пола), а из полученного результата вычитать у мужчин 5 см, а у женщин – 4 см. Несомненно, данные, полученные таким путем, не могут быть точными, так как расстояние от верхне-передней подвздошной ости до головки бедренной кости подвержено резким индивидуальным колебаниям.

Московская комиссия по антропологии рекомендовала определять длину нижней конечности от верхнего края лонного симфиза. Иногда длину нижней конечности определяют как разность между длиной тела стоя и сидя. Длина ноги, определенная таким образом, несколько меньше ее истинной анатомической длины, так как вертлужная впадина оказывается выше сидения.

Все перечисленные выше способы определения длины нижней конечности не дают истинных ее размеров, соответствующих скелетным. Наиболее точный способ был предложен К.З. Яцутой, который нашел, что верхний край головки бедренной кости соответствует точке, находящейся на середине расстояния от верхне-передней
подвздошной ости до середины симфиза (рис. 8.15). Эта точка была названа «паховой».

В связи с тем, что предложено несколько методов определения длины нижней конечности, всегда необходимо указать, как была определена ее длина, иначе материал будет несопоставим. Длину нижней конечности целесообразно определять антропометром от паховой точки до пола или щита, на котором стоит обмеряемый. Измерение длины бедра производится антропометром от паховой точки проксимально до верхнеберцовой внутренней точки, которая при разогнутом колене располагается наиболее высоко. Для определения этой точки необходимо слегка согнуть колено и ощупать область суставной щели коленного сустава изнутри, на наиболее выступающую вверх костную точку большеберцовой кости помещают ноготь пальца, к которому затем подводят планку измерительного инструмента. Измерение длины голени производится антропометром от верхнеберцовой точки до нижнеберцовой точки, которая находится на конце внутренней лодыжки и при выпрямленных ногах занимает наиболее низкое положение. Высота стопы определяется от нижнеберцовой точки до пола или щита, на котором стоит обмеряемый субъект (см. рис. 8.13).

Длина стопы определяется антропометром от пяточной точки до наиболее выступающей вперед точки стопы «конечной», которая находится на конце второго или первого пальцев.

Измерение длины позвоночника и его отделов производится при положении испытуемого в основной антропометрической стойке.

Общая длина позвоночника измеряется от точки «инион» до верхушки копчика. Вначале антропометром измеряется положение точки «инион» над полом, затем копчика. Длина позвоночного столба определяется вычитанием из результата первого измерения второго. Длина шейного отдела позвоночного столба измеряется от точки «инион» до середины остистого отростка VII шейного позвонка, то есть шейной точки. Длина грудного отдела измеряется от остистого отростка VII шейного позвонка до верхнего края остистого отростка ХII грудного позвонка. Длина поясничного отдела измеряется от верхнего края остистого отростка ХII грудного позвонка до нижнего края остистого отростка V поясничного позвонка, то есть поясничной точки. Длина крестцово-копчикового отдела определяется от нижнего края остистого отростка V поясничного позвонка до верхушки копчика. Часто в исследованиях используется общая длина подвижной части позвоночника, измеренная от «иниона» до поясничной точки.

Необходимо всегда помнить, что вследствие наличия естественных изгибов позвоночника, общая длина его всегда меньше суммы отдельно замеренных отделов.

Размеры позвоночника и его отделов могут быть измерены сантиметровой лентой между вышеописанными точками, но величины будут несколько больше, чем полученные с помощью антропометра. Поэтому всегда следует указать, каким образом получены цифры.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Дорохов Р.Н. , Губа В.П. - спортивная морфология

Дорохов р н губа в п спортивная морфология м спортакадемпресс.. тексты.. введение i структура научной и учебной..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Структура научной и учебной дисциплины
«Спортивная морфология». Спортивная морфология (от греч. morphe – форма и...логия), наука о форме, строении и развитии организма спортсмена. Спортивная морфология, другим

Возрастные особенности детей дошкольного и школьного возраста
Морфология детей и подростков не только недостаточно описана в монографиях и руководствах, но и недостаточно изучена. Об этом свидетельствуют библиографические сводки работ по системам и аппаратам

Возрастная периодизация
Возрастная морфология и решаемые ею чисто практические задачи немыслимы без четких знаний индивидуальных периодов роста и развития отдельных систем человека и организма в целом. Особенно остро этот

Изменение базовых показателей в онтогенезе
К базовым (основным) показателям, характеризующим человека, относятся длина и масса тела. По мнению ряда исследователей, длина тела наследственно запрограммирована и в незначительной степени зависи

Физическое развитие и конституциональная диагностика
В чем принципиальное различие методик оценки физического развития и соматотипирования – одного из этапов конституциональной диагностики? Физическое развитие точнее было бы обозначить «физи

Развитие учения о конституции человека
Современные достижения техники, электроники и скоростных методов обработки информации, полученные непосредственно во время выполнения упражнений или бега столь значительны, что на первое место выхо

Краткий обзор школ конституциологии
В настоящее время антропологические или мерологические (МЕРОЛОГИЯ (от греч. meros – часть и...логия), в антропологии – изучение отдельных органов человека на трупном материале. Мерология входит в

Морфологический подход к типологии
Морфология человека и его индивидуальность, пожалуй, две особенности, которые людей объединяют и разделяют, но существует и третья сторона этой проблемы – это типология. По особенностям соотношения

Типирование лиц женского пола
Для лиц женского пола оценочных схем значительно меньше, в основном работают со схемой И.Б. Галанта (1927). Автор выделяет 7 типов конституции, сгруппированных в 3 категории, подчеркивается, что в

Соматотипирование лиц подросткового возраста
В конце 80-х и начале 90-х годов были предложены схемы соматотипирования детей среднего школьного возраста. Схема А. В. Шелаурова основывалась на метрической оценке компонентов тела, В осн

Характеристика туловища
По размерам туловище составляет наиболее крупную часть тела, которое делится на шейный, грудной, брюшной, тазовый отделы. Верхняя часть туловища – шея – имеет границы сзади от основания черепа до 7

Характеристика шеи
Внизу спереди границей шеи является яремная вырезка и по бокам от нее – ключицы. Особенно четко они проявляются у мужчин. Сзади границей служит линия, проведенная от акромиальных отростков через от

Характеристика конечностей
Границей верхней и нижней конечностей являются плоскости, проведенные через центры плечевого и тазобедренного суставов. Центральная ось верхней конечности при свободно-опущенной конечности

Характеристика внутренних компонентов тела, их строение и значение в спортивной деятельности
К основным компонентам тела (сомы) относятся ткани, жировая, мышечная и костная масса, а также содержание воды в организме.

Строение отдельных тканей
Сухожилия и связки.Сила (тяга мышц или внешних сил) действует на сухожилия и связки в одном направлении. Поэтому фиброзные пластинки сухожилий, состоящие из фибробластов (фиброцито

Жировая масса
Жировая масса (ЖМ) – ведущий компонент телосложения, определяющий внешний вид человека. Причин для включения жировой массы при оценке конституционального типа в ведущий показатель несколько:

Изменение мышечной массы под влиянием тренировок
Анализ литературы и собственных наблюдений показал, что говорить вообще об изменении ММ у детей или лиц, занимающихся спортом, даже одним и тем же, нецелесообразно. Прежде всего, средства, применяе

Изменение костной массы под влиянием тренировок
Чаще всего пользуются таким показателем, как изменение широтных и длиннотных показателей костей, характеризуя ростовые процессы. Определяются они с помощью самых различных методов и измерений – от

Вода в организме
В организме человека принято выделять три жидкие фазы – циркулирующую, интерстициальную и внутриклеточную, которые разделены друг от друга мембранами. Потеря жидкости во время работы происходит за

Развитие и формирование звеньев тела
Каждый позвонок развивается из нескольких пластинок, в которых образуются ядра окостенения. Важно помнить, что позвоночная дуга и остистый отросток – продукт сращения симметричных образований право

Развитие грудной клетки
Зависит от расположения и конфигурации ключиц, ребер, грудины, величины подгрудинного (грудино-реберного) угла, соотношения поперечного, глубинного и продольного размеров, выраженности кривизны поз

Развитие костей пояса верхней конечности
Нагрузки на верхнюю конечность в течение всей жизни превосходят по размаху движения, аналогичные для нижней конечности. Особенно это касается детей младшего школьного возраста. После пубертатного п

Кости свободной верхней конечности
Плечевая кость имеет множество ядер окостенения, которые закладываются на первых месяцах постнатального развития. Основное ядро – это ядро тела плечевой кости, которое сливается с

Строение скелета нижней конечности
Нижняя конечность состоит из тазового пояса и свободной нижней конечности. Первой закладывается у плода стопа, которая затем замедляет рост, а увеличивают интенсивность роста бедро и голень.

Основные суставы и их характеристика
Сустав: В спортивной морфологии интересны два основных по

Некоторые проблемы адаптации
Прежде чем перейти к описанию адаптации, остановимся на основном биологическом понятии «гомеостаз». В широком биологическом понимании гомеостаз рассматривается как процесс, создающий устойчивое сос

Закономерность адаптации к физическим нагрузкам
Адаптационные реакции организма на физические нагрузки никогда не ограничиваются их влиянием на одну какую-то систему, так как между отдельными системами существует четко выраженная взаимосвязь.

Информация и жизнедеятельность организма
Жизнедеятельность организма или выполнение определенной работы (тренировки)– это постоянная работа морфологических структур организма. Регулируется количество включенных в работу с

Понятие о реактивности
Реактивностью (нормой реакции) принято называть свойство организма отвечать изменением активности на внешние воздействия. Реактивность теснейшим образом связана с основными факторами жизни: наследс

Воздействия на организм физиологических и чрезвычайных раздражителей
Физиологическими (нормальными или адекватными) называют такие нагрузки и раздражители, в ответ на которые организм (клетка, орган, система органов), биологическая система увеличивает свою специфиче

Раздражители в физической культуре и спорте
Ребенок, начавший заниматься спортом, на каждом занятии сталкивается с новыми непривычными раздражителями. Вначале ответные реакции бурные, неадекватные, но со временем они сглаживаются. Ф

Изменение структур в ответ на тренировочные воздействия
Все раздражители по своей сути сходны в действии на жизнедеятельность организма, если не в макро-, то в микроструктурах. Объединяющим фактором служат обменные процессы, обмен веществ, энергии и инф

Биоритмы и их характеристика
Говорить, писать о возрастной морфологии, о спортивной морфологии, оторвав ее от временной характеристики процессов, протекающих в организме, невозможно. Нельзя разделить пространственные и временн

Общие положения и основные принципы антропометрии
Антропометрические исследования необходимо проводить по унифицированной методике исследований, принятой во всех странах, строго соблюдать технику измерений. Отклонения от правил приводят к тому, чт

Контактные методы исследования
Сложность формы человеческого тела требует применения специальных способов измерения. Наиболее рас

Антропометрические приборы
Одним из основных методов антропологических исследований является антропометрия, то есть размерная характеристика индивидуума. Для измерений человека создан ряд аппаратов и приспособлений, которые

Скользящий циркуль-гониометр представляет комбинацию скользящего циркуля и гравитационного гониометра
Благодаря шарнирному укреплению гониометр может быть расположен в любой плоскости, что позволяет производить измерения подвижности во всех суставах. Сколиозометр – прибор для измерения изг

Антропометрические точки
Все измерения человеческого тела проводятся лишь между определенными пунктами, которые получили название «антропометрические точки». Наиболее часто используемые в соматометрии точки описан

Измерение поперечных размеров тела
Измерение поперечных размеров тела производится толстотным циркулем (точность измерения 0,5 см) или же головной частью антропометра, которая с помощью дополнительной планки превращается в штангенци

Измерение обхватных размеров
Периметры определяются с помощью сантиметровой ленты, точность измерения 0,5 см. Можно пользоваться металлической или обычной сантиметровой лентой. Однако при измерении периметров необходимо

Измерение кожно-жировых складок
Для определения толщины кожно-жирового слоя предложено несколько принципиально различных методов и

Определение веса (массы)
Взвешивание должно проводиться на десятичных медицинских весах с точностью до 50 г, пользоваться пружинными весами из-за их больших погрешностей не рекомендуется. Весы перед проведением исследовани

Определение состава тела
Состав тела человека наиболее полно выражает характер обмена веществ, а также позволяет судить о соотношении жировой, мышечной и костной масс и жидкости. Он зависит от пола, возраста, перенесенных

Гониометрия
Методы соматометрии, широко примененные в школьной медицине, недостаточно полны без данных о подвижности в отдельных суставах и кинематических цепях. Гониометрия человеческого тела (гонион

Измерение подвижности в суставах
Подвижность в суставах существенно зависит от внешних и внутренних факторов: температуры окружающей среды, времени суток, эмоционального состояния испытуемых, предварительной физической нагрузки. С

Измерение подвижности в отдельных суставах
Движения верхней конечности следует рассматривать как результат комбинированного движения плечевого пояса в грудиноключичном суставе и плечевой кости в плечевом суставе. Плечевой пояс перемещается

Динамометрия
Измерение силы отдельных мышечных групп человека с помощью специальных приборов – динамометров получило название динамометрии. Динамометрические показатели могут быть выражены в абсолютных величина

Правила измерения силы мышц
В литературе имеются описания разнообразных положений испытуемых при измерении силы мышц (стоя, лежа, сидя). От исходного положения при измерении существенно зависит абсолютная сила мышц: например,

Методы исследования сводов стопы
Стопа орган опоры при стоянии и движении тела, выполняет также рессорную функцию, амортизируя толчки И сотрясения при ходьбе, беге, прыжках. Стопа образует в продольном направлении своды наружный (

Контрольная работа по спортивной морфологии
«Особенности телосложения и физического развития спортсмена» Выполнена: Ф.И.О. ____________________________________________________________ Курс_________


Диагностика длины тела по целым костям. Определение длины тела взрослых производят, как правило, по длинным трубчатым костям верхних и нижних конечностей. Данные по определению роста по этим костям оформлены в виде таблиц, коэффициентов и расчетных формул. Однако среди них нет таких, которые могли бы быть универсальными для всех экспертных случаев. Точность определения роста во многом зависит от ряда условий, соблюдение которых в значительной мере снижает величину ошибки. К ним относятся: подбор таблиц и расчетных формул с учетом длины костей, измерение костей в соответствии с правилами, предусмотренными остеометрией, вычисление роста путем суммирования данных, установленных при измерении каждой кости, и последующего деления полученной суммы на количество исследуемых костей; при пользовании несколькими таблицами средний рост вычислять по каждой таблице отдельно; показатель роста, найденный при помощи одного метода, желательно проверять, используя другие
Таблица 84
Определение роста по свежим костям (по данным Пирсона)1 Для мужчин Для женщин 5=81,231 + 1,880..?
5=70,714 + 2,894.Я 5=78,807 + 2,376.Г 5=86,465 + 3,271.К 5=71,164 + 1,159.(Г+Т)
5=71,329 + 1,220.Г + 1,080.Т 5=67,025 + 1,730.(Я+К)
5=69,870 + 2,76 9.Я + 0Д95.К 5=68,287 + 1,030..? + 1,557.Я 5=66,918 + 0,913.? + 0,600.Т + +1,225.Я - 0Д87.К
Определение роста по сухим 5=73,163 + 1,945..?
5=72,046 + 2,754.Я 5=75,369 + 2,352.Т 5=82,189 + 3.343.Н 5=69,525 + 1,126.(Г+Т) 5=69,939 + 1.117.Г + 1Д25.Т 5=70,585 + 1,628.(Я+Н) 5=71,122 + 2,582.Я + 0,281.Н 5=67,763 + 1,339.Г + 1,027.Я 5=67,810 + 0,782..? + 1Д20.Т + + 1.059.Я - 0,711.Н
костям (по данным Пирсона) Для мужчин Для женщин 5=81,306 + 1,880..?
5=70,641 + 2,894.Я 5=78,664 + 2,376.Т 5=85,925 + 3,271.К 5=71,272 + 1,159.(?+Г) 5=71,443 + 1,220-Г + 1,080.Т 5=66,855 + 1,730.(Я+К) 5=69,788 + 2,769.Я + 0Д95.К 5=68,397 + 1,030.Г + 1,557.Я 5=67,049 + 0,913..? + 0,600.Т + + 1.225.Я - 0,187.К 5=72,844 + 1,945.?
5=71,475 + 2.754.Я 5=74,774 + 2,352.Т 5=81,224 + 3,343.Н 5=69,154 + 1,126.(?+Т) 5=69,561 + 1Д17.Г+ 1Д25.Т 5=69,911 + 1,628.(Я+К) 5=70,542 + 2.582.Я + 0.281.К 5=67,435 + 1,339.? + 1,027.Я 5=67,469 + 0,782.Г + 1Д20.Т + + 1,059.Я - 0,711.К "Если бедреввая кость измеряется в косом положении, то к получевной дливе кости нужно прибавить 0,32 см (для мужчив) и 0,33 см (для жевщив). При измеревии большеберцовых костей с межмыщелковыми возвышевиями веобходимо из получеввой дливы кости вычесть 0,96 см для мужчин и 0,87 см для женщин. Для того чтобы уанать рост живого человека, которому привадлежали исследуемые кости, следует из дливы тела, уставовлеввой по формуле, вычесть 1,26 см при определевии роста мужчин и 2 см при определении роста женщив.
Таблица 85
Общие формулы для реконструкции роста по длинным трубчатым костям (по данным Дюпертюи и Хэддена) для лиц среднего роста неизвестной расы Для мужчин Для женщин 5=69,089 + 2,238.?
5=81,688 + 2,392.Т 5=73,570 + 2.970.Я 5=80,405 + 3,650-К 5=69,294 + 1,225.(Г+Т) 5=71,429 + 1,728.(Я+К) 5=66,544 + 1,422.? + 1.062.Т 5=66,400 + 1,789.Я + 1.841.Н 5=64,505 + 1,928.? + 0.568.Я 5=78,272 + 2Д02.Т + 0,606.Н 5=56,006 + 1,442.? + 0,931.Т + + 0,083.Я + 0.480.К 5=61,412 + 2,317.?
5=72,572 + 2.533.Т 5=64,977 + ЗД44.Я 5=73,502 + 3,876.Н 5=65,213 + 1,233.(Г+Т)
5=55,729 + 1,984.(Я+К)
5=59,259 + 1,657.? + 0,879.Т 5=60,344 + 2Д64.Я + 1.525.Н 5=57,600 + 2,009.? + 0.566.Я, 5=65,354 + 2,082.Т + 1,060.К 5=57,495 + 1,544.? + 0.764.Т +
+ 0Д26.Я + 0.295.К Условные обозначевия: 5 - рост, ? - бедренная кость, Н - плечевая кость, Т - большеберцовая кость, К - лучевая кость.
Средняя длина костей (в мм), соответствующая четырем группам роста Нижняя конечность Верхняя конечность бедренная большеберцовая малоберцовая плечевая лучевая "локтевая Рост, см кость кость кость кость кость кость правая левая правая левая правая левая правая левая правая левая правая левая 152-160 - маленький 427 425 344 Мужчины 342 338 338 309 306 231 228 243 240 161-165 - ниже среднего 439 440 359 358- 353 353 320 318 237 233 255 251 166-170 - выше среднего 460 460 375 373 369 368 336 331 248 246 266 263 171-177 - высокий 472 473 381 378 377 376 342 341 251 256 269 268 130-148 - маленький 385 385 309 Женщины 309 305 306 280 276 204 204 220 218 149-153 - ниже среднего 412 412 329 328 325 324 296 291 213 211 230 227 154-158 - средний и выше Среднего 420 420 340 340 336 336 297 289 216 213 233 230 159-171 - высокий 442 441 360 356 355 352 318 315 228 226 246 246
Таблица 87
Формулы для реконструкции роста по длинным трубчатым костям (по данным Дюпертюи и Хэддена) для лиц с длинными конечностями Для мужчин Для женщин 5=77,048+2,116.Г 5=62,872+2,322..Р 5=92,766+2,178.Т 5=71,652+2,635.Т 5=98,341+2,270.Я 5=56,727+3,448.Я 5=88,881+3,449.К 5=68,238+4,258.К 5=84,898+1,072.(Г+Т) 5=57,872+1,354.(Г+Т) 5=87,543+1,492.(Н+К) 5=42,386+2,280.(Н+К) 5=76,201+1,330.Г+0,991.Т 5=60,377+1,472.Г+1,133.Т 5=82,831+0,907.Н+2.474.К 5=53,187+2,213.Н+1,877.К 5=78,261+2,129.Г-0,055.Я 5=55,179+1,835.Г+0,935.Я 5=52,618+1,512.Г+0.927.Т- 5=64,702+2,089.Т+1Д69.К -0,490.Н+1,386.К 5=56,600+1,267.Г+0,992.Т+ 5=88,581+1,945.Г+0,524.К +0,449.Н+0,164.К
методы из этой же группы таблиц; в процессе вычисления роста необходимо выполнять все указания автора данного метода.
При небольшой и средней длине костей (Табл. 86) следует применять расчетные формулы Реагноп и таблицы И.-В.И.Найниса, А.С. Гармуса и Мапоц^пег. При большой длине костей таблицы ТгоМег и С1е$ег, расчетные формулы БирегЧшн и Наййеп (Табл. 89).
Установление роста по расчетным формулам Пирсона, Дюпертюи и Хзддена производится следующим образом. Длину исследуемой кости умножают на числовой индекс, стоящий в формуле рядом с буквенным обозначением данной кости; к полученному произведению (или к сумме произведений, если рост вычисляется одновременно по нескольким костям) прибавляют цифровой показатель, выраженный в см, стоящий в формуле первым (слева), что и даст исходную длину тела человека по данной кости.
Например, на экспертизу поступила бедренная кость мужчины длиной 46 см (при учете поправки в 0,32 см). Длина тела трупа, равна: 46x1,880 (числовой индекс, стоящий рядом с буквенным обозначением кости)=86,4800; 86,4800+81,306 (цифровой показатель, выраженный в см, стоящий в формуле первым сле- ва)=167,78 см. Для определения роста живого человека, которому принадлежала кость, следует вычесть 1,26 см. Следовательно, рост человека равен 166,52 см.
В тех случаях, когда буквенные обозначения костей стоят в скобках, например (Р+Т), необходимо предварительно сложить длины исследуемых костей (в данном случае бедренной и большеберцовой), а затем с полученной суммой произвести все последующие вычисления в указанной выше последовательности.
Знак минус, стоящий (в единичных случаях) перед числовым индексом или после цифрового показателя слева, указывает на необходимость соответствующих арифметических действий.
В 1936 году Д.Г. Рохлин и Е.И. Прелова впервые представили данные о наличии корреляции между размерами коротких трубчатых костей и ростом у детей и подростков. Для шести возрастов - 4, 7, 10, 14, 16 и 18 лет авторы выразили эту корреляцию в процентных соотношениях (с учетом ошибки), которые представлены в табл. 89. Для вычисления роста в данном случае необходимо по длине исследуемой кости прежде всего определить (Табл. 88) возраст лица, к которому относится эта кость. Затем по таблице найти цифру процентного соотношения, соотвествующую длине
Размеры (в.см) фаланг и пястных костей кисти в возрасте от 4 до 21 года
(по данным Д.Г. Рохлина и Э.Е. Левенталя, 1936) Объект измерения 4 года 5 Лет 6 лет 7 лет 8 лет 9 лет М д М д М Д М д М д М д I пястная кость 2,21 2,28 2,38 2,42 2,63 2,81 2,86 2,87 3,08 2,96 3,17 3,22 II 3,49 3,46 3,73 3,70 4,08 4,22 4,42 4,32 4,71 4,57 4,89 4,74 III 3,23 3,27 3,52 3,54 3,87 3,99 4,18 4,11 4,46 4,36 4,59 4,73 IV 2,83 2,88 3,05 3,11 3,33 3,50 3,63 3,66 3,87 3,82 3,97 4,00 у « « 2,61 2,63 2,81 2,85 3,09 3,23 3,33 3,35 3,56 3,53 3,63 3,65 Основная фаланга: I пальца 1,56 1,57 1,68 1,67 1,78
2,34 1,85 1,93 1,87 2,00 1,96 2,07 2,02 II 2,12 2,07 2,23 2,21 2,40 2,56 2,55 2,65 2,68 2,74 2,74 III 2,42 2,33 2,52 2,48 2,64 2,74 2,86 2,84 3,00 2,95 3,10 3,19 IV 2,24 2,20 2,36 2,32 2,49 2,57 2,69 2,67 2,82 2,77 2,84 2,84 У 1,73 1,74 1,83 1,78 1,95 1,98 2,08
1,43 2,07 2,21 2,15 2,23 2,22 Средняя фаланга: II пальца 1,15 1,13 1,26 1,25 1,33 1,42 1,45 1,56 1,51 1,52 1,57 III 1,43 1,43 1,57 1,52 1,65 1,72 1,77 1,79 1,88 1,86 1,90 1,90 IV 1,35 1,35 1,49 1,45 1,57 1,62 1,69 1,69 1,77 1,77 1,83 1,81 V 0,91 0,88 0,98 0,96 1,08 1,10 1,12 1,13 1,22 1,20 1,26 1,24 Объект измерения 10 лет 11 лет 12 лет 13 лет 14 лет 15 лет 16 лет 17 лет М д М д М Д М д М Д М Д М Д М д I пястная кость 3,23 3,30 3,43 3,47 3,51 3,68 3,78 3,88 3,83 4,00 4,21 4,09 4,31 4,И 4,36 4,15 II 4,94 4,98 5,18 5,12 5,29 5,48 3,70 5,78 5,76 5,91 6,18 6,33 6,45 6,14 6,39 6,21 III 4,73 4,80 4,98 4,95 5,10 5,31 5,47 5,57 5,56 5,70 5,93 5,90 6,26 5,92 6,21 6,02 IV 4,11 4,23 4,33 4,38 4,49 4,68 4,81 4,94 4,88 5,07 5,27 5,24 5,51 5,34 5,56 5,38 3,74 3,89 3,98 4,08 4,12 4,30 4,45 4,56 4,53 4,76 4,87 4,90 5,10 4,92 5,17 4,96 Основная фаланга: I пальца 2,13 2,14 2,19 2,21 2,23 2,32 2,47 2,48 2,48 2,58 2,74 2,77 2,88 2,71 2,83 2,68 II 2,74 2,87 2,86 2,96 2,98 3,10 3,21 3,28 3,18 3,40 3,55 3,55 3,65 3,55 3,70 3,60 III 3,10 3,19 3,25 3,32 3,34 3,47 3,63 3,71 3,56 3,82 3,95 3,96 4,08 3,96 4,14 4,00 IV 2,92 2,98 3,07 3,13 3,16 3,26 3,46 3,48 3,37 3,56 3,74 3,72 3,83 3,69 3,91 3,78 V и " 2,29 2,34 2,41 2,43 2,46 2,53 2,69 2,69 2,66 2,78 2,94 2,96 3,05 2,93 3,06 2,98 Средняя фаланга: II пальца 1,59 1,62 1,64 1,71 1,71 1,74 1,85 1,86 1,80 1,96 1,99 2,01 2,04 2,06 2,16 2,04 III 1,96 2,02 2,01 2,09 2,13 2,16 2,26 2,29 2,27 2,38 2,50 2,53 2,57 2,50 2,65 2,54 IV 1,88 1,89 1,93 2,00 2,02 2,07 2,17 2,19 2,21 2,30 2,39 2,40 2,45 2,36 2,51 2,42 1,26 1,27 1,34 1,37 1,41 1,42 1,52 1,50 1,55 1,58 1,67 1,72 1,70 1,63 1,72 1,65
Процентные соотношения размеров пястных костей и фаланг с ростом (по данным Д.Г. Рохлина и Е.И. Преловой, 1936) Кости Возраст в годах 4 7 10 14 16 18 I пястная кость III пястная кость У пястная кость Основная фаланга: I пальца Концевая фаланга- I пальца 2,24%+0,03%
3,38%+0,03%
2,65%+0,03%
1,60%+0,02%
1,19%+0,01% Для мал
2,44%+0,02%
3,55%+0,03%
2,84%+0,03%
1,65%+0,02%
1Д8%+0,02% ьчиков
2,47%+0,03%
3,61%+0,04%
2,87%+0,03%
1,62%+0,02%
1,22%+0,01% 2,57%+0,02%
3,74%+0,03%
3,04%+0,02%
1,66%+0,02%
1,24%+0,01% 2,69%+0,08%
3,87%+0,03%
3,18%+0,03%
1,81%+0,02%
1,30%+0,02% 2,67%+0,02%
3,83%+0,03%
3,16%+0,03%
1,72%+0,02%
1,30%+0,02%
Для девочек I пястная кость 2,35%+0,03% 2,51%+0,02% 2,54%+0,02% 2,65%+0,08% 2,64%+0,08% 2,68%+0,02% III пястная кость 3,40%+0,03% 3,59%+0,03% 3,69%+0,03% 3,74%+0,03% 3,82%+0,08% 3,90%+0,08% У пястная кость 2,74%+0,02% 2,94%+0,03% 2,98%+0,02% 3,13%+0,03% 3,15%+0,03% 3,22%+0,03% Основная фаланга I пальца 1,62%+0,02% 1,62%+0,02% 1,64%+0,02% 1,70%+0,02% 1,75%+0,02% 1,74%+0,02% Концевая фаланга: I пальца 1,18%+0,02% 1,21%+0,01% 1,22%+0,01% 1,24%+0,01% 1,22%+0,02% 1,27%+0,02%
Таблица 90
Уравнения множественной линейной регрессиии для диагностики длины тела человека (в см) по размерам (мм х10) фрагментов костей Уравнения регрессии Признаки скелет в целом нижняя конечность 1 2 3 4 5 6 7 8 Сопз* 95,723 79,300 101,110 76,168 105,884 79,91 108,509 72,791 Пол -2,894 - -4,220 - -4,076 - -6,083 - Возраст -1,219 -1,557 - - -0,755 -1,349 - - Х8 0,043 0,045 0,034 0,034 - - - - Х12 -0,006 0,002 -0,013 -0,003 - - - - Х13 0,026 0,033 0,010 0,013 - - - - Х26 0,060 0,072 0,047 0,061 - - ~- - Х28 -0,015 -0,015 -0,007 -0,003 - - - - Х31 0,005 0,020 -0,004 0,018 - - - - Х38 0,052 0,054 0,055 0,060 0,070 0,089 0,063 0,089 Х45 0,069 0,073 0,072 0,079 0,084 0,121 0,085 0,122 N2 -0,341 -0,632 0,399 0,255 -1,046 -1,486 0,445 -0,269 ±5 3,45 3,52 3,59 3,79 3,55 4,80 4,52 4,96 К2 0,831 0,821 0,815 0,790 0,807 0,725 0,756 0,706 п 89 89 89 89 89 256 256 256 Уравнения регрессии Признаки верхняя конечность 9 10 11 12 С 0713 Ё 125,703 104,324 129,732 98,837 Пол -4,126 - -5,607 - Возраст -1,395 -1,851 - - Х12 0,009 0,024 0,003 0,022 Х13 0,053 0,064 0,034 0,043 Х26 0,119 0,141 0,113 0,144 Х28 -0,003 -0,004 -0,000 0,001 Х31 0,005 0,022 - 0,024 N2 1,110 0,717 2,257 2,229 ±5 4,77 4,91 4,92 5,21 К2 0,664 0,642 0,639 0,594 п 134 134 134 134
Обозначения. Пол" мужчины - 1, женщины - 2;
Возраст: 16-20 лет - 1; 21-35 лет - 2; 36-60 лет - 3,
61-74 лет - 4; 75-90 лет - 5; старше 90 лет - 6.
±5 - стандартное отклонение;
Я2 - индекс детерминации (квадрат коэффициента множественной корреляции).
исследуемой кости при установленном возрасте, и произвести дальнейший расчет: длину кости умножают на 100 и делят на цифру процентного соотношения.
Диагностика длины тела человека по фрагментам костей и зольным останкам. Диагностика длины тела человека проводится с учетом состояния костных фрагментов (нативные, озоленные).
Рекомендуем три группы диагностических моделей, основанных на уравнениях множественной линейной регрессии (МЛР), которые включают информацию о 8 наиболее информативных признаках шести костей: II шейный позвонок, лопатка, лучевая, локтевая, большая берцовая, таранная (Табл. 90).
23. Заказ М 1735.
Внутри каждой группы, отличающейся от двух других по объему исследуемых признаков, даны 4 уравнения МЛР, варьирующие в зависимости от наличия или отсутствия информации о поле и возрасте предполагаемого человека. В первом случае точность диагностики существенно выше. Прогностическое значение уравнения МЛР-12 чрезвычайно мало и фиксирует лишь 59,4% влияний длины тела на размерные признаки данного комплекса.
Указанное обстоятельство исключает в нашем случае возможность раз-работки методики диагностики длины тела по фрагментам изолированной кости. Авторы видят реальной перспективой создание экспертной системы, опирающейся на накопленную ими базу данных.
Пример. Используя результаты измерений сожженных костных останков, а также данные о половой их принадлежности и диагностированном возрасте (40 ± 5 лет), можно попытаться определить длину тела по уравнению МЛР-5. Длина тела = 105,884 - 4,076 (2) - 0,755 (3) + 0,070 (670)+ 0,084 (232) - - 1,046 (1) = 160,81 ± 3,55 см.
Действительная длина тела этой женщины, как оказалось позднее, составляла 164 см.

Все изменения должны проводится в утренние часы, натощак, на обнаженных детях.

Измерение длины тела. Рост тела в длину служит одним из основных критериев развития ребёнка. Нарушения роста позволяют заподозрить наличие заболевания или недостаточного питания ребёнка.

А. Новорожденные и дети до двух лет. Измерение длины тела производится в положении лежа на спине с помощью горизонтального ростомера в виде доски длиной 80 см и шириной 40 см. Боковая сторона ростомера представляет собой сантиметровую шкалу, вдоль которой скользит подвижная поперечная планка. Ребёнка укладывают в ростомер на спину так, чтобы его макушка соприкасалась с неподвижной поперечной планкой ростомера. Помощник фиксирует голову ребёнка в положении, при котором нижний край глазницы и верхний край наружного слухового прохода находятся в одной вертикальной плоскости. Подвижную планку ростомера плотно прижимают к пяткам ребёнка. Ноги ребёнка распрямляют легким надавливанием руки. Расстояние между подвижной и неподвижной планками соответствуют длине тела ребёнка.


Б. Дети старше двух лет. Измерение длины тела осуществляется с помощью вертикального ростомера с откидным табуретом. На вертикальной доске ростомера

нанесены две шкалы: одна – для измерения роста стоя, другая – для измерения длины корпуса (рост сидя). Ребёнок устанавливается босыми ногами спиной к стойке ростомера. Он должен касаться его пятками, областью крестца и межлопаточной областью спины. Руки должны быть свободно опущены, колени сдвинуты и разогнуты, стопы плотно сдвинуты. Голова устанавливается в положение, при котором нижний край глазницы и верхний край наружного слухового прохода находятся в одной плоскости. Подвижную планку ростомера плотно, но без надавливания, прижимают к голове до соприкосновения с верхушечной точкой, после чего ребёнка отводят от стойки ростомера и снимают показания.

Измерение массы тела должно производится всегда в одно и то же время, лучше утром натощак после мочеиспускания и дефекации.

А. Новорожденные и дети первых двух лет жизни. Массу тела определяют на специальных детских весах с точностью измерения до 10г. Вначале взвешивается пелёнка, затем при закрытом коромысле на весы на ранее взвешенную пелёнку укладывается полностью раздетый ребёнок таким образом, чтобы его голова и плечевой пояс находились на широкой части лотка, а ноги – на узкой. Если ребёнок умеет сидеть, то его можно посадить на широкую часть весов, поместив ноги на узкой части. Взвешивающий стоит прямо перед коромыслом весов, правой рукой перемещая гири, а левой страхуя ребёнка от падения. Для определения массы тела ребёнка необходимо из показаний весов вычесть вес пелёнки.

Б. Дети старше двух лет. В течение дня масса тела ребёнка может варьировать до 1 кг, а масса взрослого до 2 кг. Детей старшего возраста взвешивают на рычажных весах с точностью до 50 г. Ребёнка следует максимально раздеть. Во время взвешивания ребёнок должен стоять неподвижно на середине площадки весов, смотря прямо перед собой. Результат указывают с точностью до 100 г.

Измерение окружностей. Окружность головы определяют наложением мягкой сантиметровой ленты, проводя её спереди по надбровным дугам, а сзади – по затылочной точке (так, чтобы получился наибольший показатель окружности). Ленту накладывают в направлении от правой височной области до левой и результат считывают надо лбом. Следует снять с головы предметы, которые могут помешать измерению, например заколки или банты. Лента накладывается так, чтобы прижать волосы.

Окружность грудной клетки измеряют трижды: при спокойном дыхании, на высоте вдоха и высоте выдоха. Ребёнок должен находиться в положении стоя с опущенными руками. Измерительную ленту накладывают сзади под нижними углами лопаток при отведенных в сторону руках. Затем руки опускают и проводят ленту спереди по среднегрудинной точке. У девочек пубертатного периода с хорошо развитыми молочными железами ленту накладывают над молочной железой вместе перехода кожи с грудной клетки на железу.

Сначала измеряется основной показатель – окружность груди при спокойном дыхании, затем при максимальном вдохе и наконец на максимальном выдохе. Все измерения производят при одномоментном наложении ленты. Разность окружностей грудной клетки при максимальном вдохе и выдохе называется экскурсией грудной клетки.

Окружность конечностей. Во время измерения окружности плеча ребёнок должен свободно стоять с опущенными вдоль туловища руками, ладони повернуты к телу. Чтобы

найти срединную точку, рука сгибается в локте под углом 90 градусов ладонью вверх. Измеряющий стоит сзади и нащупывает ось лопатки, двигаясь по ней пальцами в латеральном

направлении, находит латеральную верхушку акромиона (латеральный конец оси лопатки) и рисует точку. Вторая отметка ставится на самой нижней точке наружной поверхности локтевого сустава, пока рука остаётся согнутой в локте, как указано выше. С помощью сантиметровой ленты находится и отмечается середина расстояния между двумя отметками. Рука свободно опускается, мускулатура расслаблена. Сантиметровая лента помещается вокруг руки так, чтобы охватывала её, но не сжимала мягкие ткани. Лента располагается перпендикулярно оси плечевой кости и проходит через отмеченную срединную точку. Измерение производится с точностью до 1 мм.

Окружность бедра измеряют при горизонтальном наложении сантиметровой ленты под ягодичной складкой. Ребёнок при этом должен стоять, расставив ноги на ширину плеч.

Окружность голени измеряют в месте максимального объёма икроножной мышцы.

Антропометрия – совокупность методов и приемов измерений особенностей человеческого тела. Она включает определение длинников, окружностей и массы тела.

А нтропометрические измерения дополняют и уточняют данные соматоскопии, дают возможность точнее определить уровень физического развития обследуемого. Повторные антропометрические измерения позволяют следить за динамикой физического развития и учитывать его изменения в процессе систематических занятий физической культурой и спортом.

Методика антропометрических исследований детей является достаточно унифицированной и предусматривает измерения тела стандартными измерительными инструментами.

Измерение длины тела у детей первого года жизни производят с помощью специального ростомера длинной 80 см и шириной 40 см. На его боковой стороне нанесена сантиметровая шкала, вдоль которой скользит подвижная поперечная планка.

Ребенка укладывают на ростомер на спину так, чтобы его голова плотно прилегала к неподвижной поперечной планке ростомера. Помощник фиксирует голову ребенка в положении, при котором наружный край глазницы и козелок уха находятся в одной вертикальной плоскости. Легким надавливанием на колени распрямляют ноги и плотно подводят под пятки подвижную планку ростомера. Расстояние между подвижной и неподвижной планками соответствует длине тела ребенка.

Измерение длины тела ребенка старше 3-х лет производят с помощью ростомера и откидным табуретом или подвижного антропометра. На вертикальной стойке ростометра нанесены две шкалы: одна (справа) – для измерения длины тела стоя, другая (слева) – длины корпуса (длины тела сидя). Ребенка ставят ногами на площадку ростомера спиной к шкале. Его тело должно быть выпрямлено, руки свободно спущены, колени изогнуты, стопы плотно сдвинуты. При правильной установке ребенка пятки, ягодицы, межлопаточная область и затылок должны касаться вертикальной стойке ростомера. Голову устанавливают в положении, при котором наружный край глазницы и верхний край козелка уха находятся в одной горизонтальной плоскости. Подвижную планку подводят к голове без надавливания.

Измерение длины тела детей от 1 года до 3-х лет производят тем же ростомером, по тем же правилам, только ребенка устанавливают не на нижнюю площадку, а на откидную скамейку и отчет длины тела ведут по шкале слева.

Измерение высоты анатомических точек

Наиболее широко в своей практической деятельности при определении физического развития врачи пользуются следующими точками (рис.):

1. Верхушечная точка – наиболее высокая точка при стандартном положении головы. Исследователь стоит справа от измеряемого, держит антропометр в правой руке и устанавливает его строго вертикально в срединной вертикальной плоскости; линейку направляет на верхушечную точку и фиксирует ее левой рукой (линейка должна плотно касаться темени). При высокой прическе волосы следует предварительно расправить.

2. Верхнегрудинная точка – соответствует середине края яремной вырезки рукоятки грудины. Исследователь стоит справа от измеряемого. Подвижную муфту антропометра необходимо опустить вдоль штанги, выдвинуть нижнюю линейку на 15-20 см, нащупать рукой точку и приложить к ней свободный конец опущенной линейки.

3. Акромиальная (плечевая) точка – наружная точка акромиального отростка лопатки. При отыскании точки необходимо вначале прощупать ость лопатки и, поднимаясь по ней вверх, определить положение плечевой точки. Для проверки правильности нахождения необходимо движением руки в плечевом суставе проверить устойчивость точки: если она подвижна, значит, произошла ошибка в ее определении. При измерении высоты плечевой точки над полом исследователь стоит лицом к измеряемому, антропометр, как всегда, держит в вертикальном положении и устанавливает в сагитальной плоскости, проходящей через измеряемую точку.

4. Лучевая точка – соответствует верхнему краю головки лучевой кости. Последняя определяется прощупыванием на дне лучевой ямки под наружным надмыщелком плечевой кости. Исследователь стоит на колене сбоку от испытуемого, лицом к измеряемой точке.

5. Шиловидная точка – нижняя точка шиловидного отростка лучевой кости.

6. Пальцевая точка – соответствует нижней точке дистальной (крайней) фаланги третьего пальца кисти. Измеряется при остриженных ногтях, без давления на мягкие ткани.

7. Подвздошно-остистая точка – наиболее выдающая точка, соответствующая верхней передней подвздошной ости на тазовой кости.

8. Лобковая точка – соответствует верхнему краю лобкового симфиза. Она лежит примерно на границе волосистой части. Определяется эта точка прощупыванием верхнего края лонного сочленения через переднюю брюшную стенку по средней линии. Это легко сделать, если попросить испытуемого втянуть живот после предварительного выдоха.

9. Верхнеберцовая внутренняя точка – соответствует середине внутреннего мыщелка большеберцовой кости. Определяется прощупыванием суставной щели коленного сустава с внутренней стороны (это легко сделать, если попросить испытуемого, не сходя с места, слегка присесть и вновь восстановить прежнюю позу) и фиксацией верхней точки середины внутреннего мыщелка большеберцовой кости.

10. Нижнеберцовая точка – самая нижняя точка внутренней лодыжки на большеберцовой кости. Измерение рекомендуется проводить скользящим циркулем с привернутой муфтой. Если же приходится пользоваться антропометром, надо подвести линейку антропометра к нижнеберцовой точке снизу и зафиксировать ее значение (высоты над полом). В этом случае измеряемый помогает удерживать антропометр в вертикальном положении.

Рисунок. Расположение основных антропометрических точек:

1 - верхушечная; 2 - волосяная: 3 - лобная; 4 - верхненосовая; 5 - нижненосовая; 6 - подбородочная; 7 - шейная; 8 - надгрудинная; 9 - плечевая; 10 - среднегрудинная; 11 - нижнегрудинная; 12 - лучевая; 13 - пупочная; 14 - подвздошно-гребешковая; 15 - подвздошно-остистая; 16 - лобковая; 17 - вертельная; 18 - шиловидная; 19 - фаланговая, 20 - пальцевая; 21 - верхнеберцовая; 22 - нижнеберцовая; 23 - конечная; 24 - пяточная.

Одномоментно с длиной тела можно измерить высоту головы, высоту верхней части лица (верхнее лицо), длину ноги, определить положение средней точки тела, отношение верхнего и нижнего сегментов тела.

Высоту головы определяют измерением расстояния между подвижной планкой, приложенной к макушке головы, и перпендикуляром, проведенным к шкале ростомера от наиболее выдающейся части подбородка.

Верхнюю часть лица определяют изменением расстояния между подвижной планкой приложенной к макушке головы, и перпендикуляром, проведенным к шкале ростомера от нижненосовой точки (преддверия носа). Положение головы при измерении высоты головы и верхнего лица должно быть таким же, как и при измерении длины тела.

Для определения длины ноги сантиметровой лентой измеряют расстояние от большого вертела бедра до основания стопы. При трудностях пальпаторного определения вертельной точки ребенку перед измерением несколько раз сгибают ногу в тазобедренном суставе.

Для определения средней точки тела ребенка его длину делят пополам, полученный результат проецируют на срединную линию тела.

Нижний сегмент измеряют от верхнего края симфиза (лобковая точка) до основания стопы по средней линии тела.

Верхний сегмент определяют как разность между длиной тела и нижним сегментом.

Определение массы тела до трехлетнего возраста производят на чашечных весах с максимальной нагрузкой до 25 кг (точность измерения – 10 г), которые состоят из лотка и коромысла с двумя шкалами деления: нижняя – в килограммах, верхняя – в граммах. Перед началом взвешивания весы уравновешивают. Затем, при закрытом коромысле, на весы и ранне взвешенную пеленку укладывают полностью раздетого ребенка таким образом, чтобы голова и плечевой пояс находились на широкой части лотка, а ножки – на узкой. При взвешивании нижняя гиря должна помещаться только в имеющиеся на шкале вырезки (насечки). После определения массы тела коромысло закрывают, ребенка снимают с весов и после этого считывают результат (из показаний весов необходимо вычесть вес пеленки).

В последнее время широко используют электронные весы, которые значительно упрощают взвешивание.

Измерение массы тела детей старше 3-х лет поводят утром, натощак, желательно после мочеиспускания и дефекации.

В комплект входит ростомер до 220 см, благодаря этому измерение веса и роста проводится одновременно.

Механические весы оснащены направляющими роликами для перемещения

механические детские весы с передвижным и выгнутым лотком

рейка-ростомер для детских весов

Измерение окружностей проводят с использованием сантиметровой ленты. Необходимо следить, чтобы лента плотно прилегала к мягким тканям, а считываемый результат находился перед глазами исследующего.

Для измерения окружностей головы сантиметровую ленту накладывают сзади на затылочные бугры, а спереди – по надбровным дугам.

Читайте также: