Определение характера и темперамента ©. Диагностика темперамента

Личностный опросник Ганса Айзенка (EPI) поможет вам узнать свой темперамент, определить тип темперамента с учетом интроверсии и экстраверсии личности, а так же эмоциональной устойчивости. Диагностика самооценки по Г. Айзенку является, пожалуй, классической методикой для определения темперамента и одной из самых значимых в современной психологии.

Пройдя тест на темперамент Айзенка, вы сможете лучше познать свое собственное Я. Вы поймете, что представляет из себя ваш характер и сможете занять более правильную позицию в жизни. Знание темперамента своих близких и друзей, поможет вам комфортно уживаться в семье и в трудовом коллективе. Так, например, в некоторых школах, поступающий должен пройти тест на темперамент. В соответствии с этими тестами в дальнейшем будут формироваться классы. Многие работодатели при приеме на работу так же предлагают пройти тест на темперамент, чтобы выбрать того из соискателей, который удачно впишется в коллектив.

Инструкция.

Вам предлагается ответить на 57 вопросов. Вопросы направлены на выявление вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичны ситуации и дайте первый «естественный» ответ, который придет вам в голову. Если вы согласны с утверждением, поставьте рядом с его номером знак + (да), если нет - знак - (нет).

Стимульный материал к Личностному опроснику Г. Айзенка (Тест на темперамент EPI. Диагностика самооценки по Айзенку. Методика определения темперамента).

  1. Нравится ли вам оживление и суета вокруг вас?
  2. Часто ли у вас бывает беспокойное чувство, что вам что-нибудь хочется, а вы не знаете что?
  3. Вы из тех людей, которые не лезут за словом в карман?
  4. Чувствуете ли вы себя иногда счастливым , а иногда печальным без какой-либо причины?
  5. Держитесь ли вы обычно в тени на вечеринках или в компании?
  6. Всегда ли в детстве вы делали немедленно и безропотно то, что вам приказывали?
  7. Бывает ли у вас иногда дурное настроение?
  8. Когда вас втягивают в ссору, предпочитаете ли вы отмолчаться, надеясь, что все обойдется?
  9. Легко ли вы поддаетесь переменам настроения?
  10. Нравится ли вам находиться среди людей?
  11. Часто ли вы теряли сон из-за своих тревог?
  12. Упрямитесь ли вы иногда?
  13. Могли бы вы назвать себя бесчестным?
  14. Часто ли вам приходят хорошие мысли слишком поздно?
  15. Предпочитаете ли вы работать в одиночестве?
  16. Часто ли вы чувствуете себя апатичным и усталым без серьезной причины?
  17. Вы по натуре живой человек?
  18. Смеетесь ли вы иногда над неприличными шутками?
  19. Часто ли вам что-то так надоедает, что вы чувствуете себя «сытым по горло»?
  20. Чувствуете ли вы себя неловко в какой-либо одежде, кроме повседневной?
  21. Часто ли ваши мысли отвлекаются, когда вы пытаетесь сосредоточиться на чем-то?
  22. Можете ли вы быстро выразить ваши мысли словами?
  23. Часто ли вы бываете погружены в свои мысли?
  24. Полностью ли вы свободны от всяких предрассудков ?
  25. Нравятся ли вам первоапрельские шутки?
  26. Часто ли вы думаете о своей работе?
  27. Очень ли вы любите вкусно поесть?
  28. Нуждаетесь ли вы в дружески расположенном человеке, чтобы выговориться, когда вы раздражены?
  29. Очень ли вам неприятно брать взаймы или продавать что-нибудь, когда вы нуждаетесь в деньгах?
  30. Хвастаетесь ли вы иногда?
  31. Очень ли вы чувствительны к некоторым вещам?
  32. Предпочли бы вы остаться в одиночестве дома, чем пойти на скучную вечеринку?
  33. Бываете ли вы иногда беспокойными настолько, что не можете долго усидеть на месте?
  34. Склонны ли вы планировать свои дела тщательно и раньше чем следовало бы?
  35. Бывают ли у вас головокружения?
  36. Всегда ли вы отвечаете на письма сразу после прочтения?
  37. Справляетесь ли вы с делом лучше, обдумав его самостоятельно, а не обсуждая с другими?
  38. Бывает ли у вас когда-либо одышка, даже если вы не делали никакой тяжелой работы?
  39. Можно ли сказать, что вы человек, которого не волнует, чтобы все было именно так, как нужно?
  40. Предпочитаете ли вы больше строить планы, чем действовать?
  41. Откладываете ли вы иногда на завтра то, что должны сделать сегодня?
  42. Нервничаете ли вы в местах, подобных лифту, метро, туннелю?
  43. При знакомстве вы обычно первыми проявляете инициативу?
  44. Бывают ли у вас сильные головные боли?
  45. Считаете ли вы обычно, что все само собой уладится и придет в норму?
  46. Лгали ли вы когда-нибудь в своей жизни?
  47. Говорите ли вы иногда первое, что придет в голову?
  48. Долго ли вы переживаете после случившегося конфуза?
  49. Замкнуты ли вы обычно со всеми, кроме близких друзей?
  50. Часто ли с вами случаются неприятности ?
  51. Любите ли вы рассказывать истории друзьям?
  52. Предпочитаете ли вы больше выигрывать, чем проигрывать?
  53. Часто ли вы чувствуете себя неловко в обществе людей выше вас по положению?
  54. Когда обстоятельства против вас, обычно вы думаете тем не менее, что стоит еще что-либо предпринять ?
  55. Часто ли у вас сосет под ложечкой перед важным делом?

Ключ, обработка результатов Личностного опросника Г. Айзенка (Тест на темперамент EPI. Диагностика самооценки по Айзенку. Методика определения темперамента)

Экстраверсия - интроверсия:

  • «да» (+): 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56;
  • «нет» (-): 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.

Нейротизм (эмоциональная стабильность - эмоциональная нестабильность):

  • «да» (+): 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.

«Шкала лжи»:

  • «да» (+): 6, 24, 36;
  • «нет» (-): 12, 18, 30, 42, 48, 54.

Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 1 балл.

Интерпретация результатов Личностного опросника Г. Айзенка (Тест на темперамент EPI. Диагностика самооценки по Айзенку. Методика определения темперамента)

При анализе результатов следует придерживаться следующих ориентиров.

Экстраверсия - интроверсия:

  • больше 19 - яркий экстраверт,
  • больше 15 - экстраверт,
  • больше 12 - склонность к экстраверсии,
  • 12 - среднее значение,
  • меньше 12 - склонность к интроверсии,
  • меньше 9 - интроверт,
  • меньше 5 - глубокий интроверт.

Нейротизм:

  • больше 19 - очень высокий уровень нейротизма,
  • больше 13 - высокий уровень нейротизма,
  • 9 - 13 - среднее значение,
  • меньше 9 - низкий уровень нейротизма.

Ложь:

  • больше 4 - неискренность в ответах, свидетельствующая также о некоторой демонстративности поведения и ориентированности испытуемого на социальное одобрение,
  • меньше 4 - норма.

Описание шкал

Экстраверсия - интроверсия

Характеризуя типичного экстраверта, автор отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Он действует под влиянием момента, ипульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.

Типичный интроверт - это спокойный, застенчивый, интроективный человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.

Нейротизм

Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Нейротизм, по некоторым данным, связан с показателями лабильности нервной системы. Эмоциональная устойчивость - черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.

Круг Айзенка.

Пояснение к рисунку "круг Айзенка":

Сангвиник = стабильный + экстравертированный

Флегматик = стабильный + интровертированный

Меланхолик = нестабильный + интровертированный

Холерик = нестабильный + экстравертированный

Представление результатов по шкалам экстраверсии и нейротизма осуществляется при помощи системы координат. Интерпретация полученных результатов проводится на основе психологических характеристик личности, соответствующих тому или иному квадрату координатной модели с учетом степени выраженности индивидуально-психологических свойств и степени достоверности полученных данных.

Привлекая данные из физиологии высшей нервной деятельности, Айзенк высказывает гипотезу о том, что сильный и слабый типы, по Павлову, очень близки к экстравертированному и интровертированному типам личности. Природа интроверсии и экстраверсии усматривается во врожденных свойствах центральной нервной системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбуждения и торможения.

Таким образом, используя данные обследования по шкалам экстраверсии, интроверсии и нейротизма, можно вывести показатели темперамента личности по классификации Павлова, который описал четыре классических типа: сангвиник (по основным свойствам центральной нервной системы характеризуется как сильный, уравновешенный, подвижный), холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный), флегматик (сильный, уравновешенный, инертный), меланхолик (слабый, неуравновешенный, инертный).

«Чистый» сангвиник (высокая экстраверсия и низкий нейротизм) быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка, жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатываются поверхностность и непостоянство.

Холерик (высокая экстраверсия и высокий нейротизм) отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, эффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах.

Флегматик (высокая интровесия и высокий нейротизм) характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный «труженик жизни», он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит. В зависимости от условий в одних случаях флегматик может характеризоваться «положительными» чертами - выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, основательностью и т. д., в других - вялостью, безучастностью к окружающему, ленью и безволием, бедностью и слабостью эмоций, склонностью к выполнению одних лишь привычных действий.

Меланхолик (высокая интроверсия и высокий нейротизм). У него реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию (опускаются руки). Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик - человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.

Раздел: тесты по психологии с ответами.

Мария Хованская

Темперамент – это наиболее общая формально-динамическая характеристикаиндивида. Сам по себе темперамент не определяет уровень успешности личностив той или иной сфере профессиональной сфере. Тем не менее, накладывая свойотпечаток на индивидуальные особенности личности, темперамент может оказыватьвлияние на работу человека.

Для оценки темперамента и его свойств разработано немало диагностических инструментов.Существуют лабораторные методы диагностики, дающие достаточно объективную информациюоб общей активности, скорости возникновения психических процессов, их интенсивностии устойчивости, темпе и ритме деятельности и поведения человека. Но эти методысложно, а иногда и просто невозможно (в силу многих причин), использовать вработе кадровых служб. Зато у HR-менеджеров есть возможность применять опросникидля определения темперамента, которых в их распоряжении сегодня имеется нетак уж и мало.

Один из них – Тест-опросник темперамента Я. Стреляу, который так и называется: "Личностныйопросник Я. Стреляу". Он предназначен для диагностики основных свойствнервной системы – силы процесса возбуждения/торможения и подвижности.

В основе опросника лежит концепция И. П. Павлова о трех основных свойствахнервной системы: силе слабости, уравновешенности неуравновешенности, подвижности– инертности.

Комбинации этих свойств нервной системы определяет тип высшей нервной деятельности.По силе процесса возбуждения различают сильный или слабый тип нервной системы.Сильный тип нервной системы в зависимости от преобладания процессов возбужденияили торможения может быть уравновешенным и неуравновешенным. Сильный уравновешенныйтип, в свою очередь, подразделяется на подвижный и инертный.

Опросник Я. Стреляу имеет три диагностические шкалы. Первая шкала направленана измерение уровня процессов возбуждения ("В"), вторая – на диагностикууровня процессов торможения ("Т"), третья определяет уровень подвижностинервных процессов ("П").

Всего тестируемому субъекту предъявляется 134 вопроса. Его задача – ответитьна каждый вопрос "да", "не знаю", "нет". Отвечатьнеобходимо быстро, не задумываясь. Свои ответы он должен помечать на специальномрегистрационном бланке.

После получения ответов на все вопросы можно приступить к обработке результатов.Для этого используется специальный "ключ" (в варианте "карандаш– бумага" – это трафарет с прорезями, который накладывается на регистрационныйбланк).

Подсчитывается сумма баллов по каждой шкале. Если эта сумма превышает 42 балла,считается, что свойство, на диагностику которого направлена данная шкала, выраженоу тестируемого субъекта в высокой степени.

Интерпретация результатов проводится также в русле теории Павлова. Так, высокийрезультат по шкале возбуждения "В" отражает способность нервной системытестируемого выдерживать интенсивное и длительное воздействие раздражителей,не демонстрируя запредельного торможения. Индивид, обладающий этим свойством,способен интенсивно реагировать на раздражители, сохранять длительное времявысокую эффективность деятельности в экстремальных условиях.

Высокий результат по шкале торможения "Т" является свидетельствомспособности нервной системы индивида к выработке тормозных условных рефлексов.Такие индивиды могут блокировать произвольные и импульсивные действия в ситуациизапрета деятельности.

При высоком результате по шкале подвижности "П" нервная система характеризуетсяспособностью к быстрой перестройке реакций при смене раздражителя. Такие индивидыне теряются при столкновении с новыми обстоятельствами, они проявляют готовностьк взаимодействию с новыми объектами и явлениями.

Другой опросник темперамента – "Опросник структуры темперамента В. М.Русалова" (ОСТ). Он предназначен для диагностики предметно-деятельностногои коммуникативного аспектов темперамента.

Существуют две формы этого опросника: рассчитанный на взрослых от 18 до 55лет (В-ОСТ), и подростков от 13 до 17 лет (Д-ОСТ). Испытание может проводитьсякак на индивидуальной, так и на групповой основе. Разработана и компьютернаяверсия теста.

В опроснике ОСТ 105 вопросов. Тестируемый должен ответить на каждый из них "да" или "нет".

По результатам ответов вычисляются 9 шкал. Одна из них – Шкала социальной желательностиответов ("К") – является контрольной. С помощью нее определяетсястепень откровенности и искренности тестируемого.

Другие восемь – это шкалы свойств темперамента:
1) Шкала выносливости (предметной эргичности) – вопросы этой шкалы касаютсяуровня потребностей человека в освоении им предметного мира, стремления к труду;
2) Шкала социальной эргичности – свидетельствует об уровне потребностей в социальнойжизни, стремлении к лидерству;
3) Шкала социальной пластичности – характеризует степень легкости или трудностипереключения в общении от одного человека к другому, склонность к разнообразиюкоммуникаций;
4) Шкала пластичности – имеет отношение к степени легкости переключения с одногопредмета на другой;
5) Шкала темпа и скорости – включает вопросы о быстроте моторно-двигательныхпроцессов при выполнении предметной деятельности;
6) Шкала социального темпа – касается речедвигательной скорости в процессеобщения;
7) Шкала эмоциональности – состоит из вопросов, имеющих отношение к эмоциональнымреакциям, чувствительности к неудачам в деятельности;
8) Шкала социальной эмоциональности – касается эмоциональной чувствительностив сфере общения.

Была проведена стандартизация ОСТ на достаточно большой выборке
испытуемых с учетом их возраста. Психометрическая проверка показала, что Опросниктемперамента В. М. Русалова обладает высокой ретестовой надежностью и валидностью.

В.М. Русаловым был разработан другой вариант опросника – "Опросник формально-динамическихсвойств индивидуальности" (ОФДСИ). Он содержит 150 утверждений, которыетестируемый должен оценить с точки зрения своего поведения: как характерные,довольно характерные, мало характерные и не характерные для него. Для выбораответа тестируемого просят представить себе типичные ситуации и свое обычноеповедение в них.

Обработка результатов опросника проводится в соответствие с "ключами".По каждой шкале подсчитывается сумма баллов. Рекомендуется использовать компьютернуюобработку данных, особенно в ситуации обследования большого числа тестируемых.

В опроснике ОФДСИ 12 шкал. К каждой шкале относится по 12 вопросов, в Контрольнойшкале – 6 вопросов. Эта шкала (Шкала социальной желательности) служит для проверкиискренности тестируемого: если сумма полученных баллов по ней превышает 18,его данные из дальнейшей обработки исключаются.

12 шкал группируются в 3 сферы: психомоторная, интеллектуальная и коммуникативная.В каждой сфере рассматриваются проявления четырех формально-динамических свойств:эргичности, пластичности, скорости и эмоциональности.

Используя эти опросники, необходимо помнить, что нет "плохих" и "хороших" темпераментов.Темперамент характеризует динамические особенности личности, но не дает информацииоб убеждениях, идеалах, мотивах поведения человека. Следовательно, темпераментне является показателем общественной ценности личности, ее возможностей, неспособен предсказывать успешность или неудачи в жизни и профессии. Люди разноготемперамента могут добиться высоких успехов в одном и том же виде деятельности,только идут они к этому успеху разными путями.

Тем не менее, все-таки, существуют виды профессиональной деятельности, дляуспешности которой темперамент имеет определяющее значение. К такой деятельностиотносится, например, профессия оператора энергосистем. Человек, успешно справляющийсяс этой деятельностью, сохраняющий самообладание в экстренных ситуациях, способныйбыстро принимать ответственные решения, должен, как показали исследования отечественныхпсихофизиологов, обладать сильной нервной системой (обеспечивающей длительнуювыносливость), уравновешенностью процессов возбуждения и торможения (необходимойпри экстренном напряжении), помехоустойчивостью к действию внешних факторови подвижностью нервных процессов (определяющей возможность быстрого переключенияс одного объекта на другой).

Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М., 2001.
- Рабочая книга практического психолога. М., 2002 г.
- Русалов В. М. Опросник структуры темперамента. М., 1990.
- Русалов В.М. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности. М.,1997.

Что такое характер и из каких особенностей он состоит, что такое темперамент и каких типов он бывает, как определить свой характер и темперамент и какие будут последствия

Например, одним легко дается выполнение длительных, монотонных дел, например, написание книг. Другие же лучше справляются с активными делами в быстро изменяющихся условиях, например, в спорте.

Характер позволяет управлять проявлением темперамента в зависимости от конкретных обстоятельств. Т.е. при оказании одного и того же воздействия человек в одних обстоятельствах может отреагировать спокойно, а в других – бурно.

Например, если над человеком посмеется его друг, то он на это может ничего не сказать, либо посмеяться над ним в ответ. Но если это сделает незнакомый, то человек может вспылить.

Темперамент можно считать неким шаблоном , «формой», из которой «отливаются» определенные особенности характера. С помощью одной формы легко и быстро отливаются одни особенности, например, активность, общительность, щедрость. А с помощью другой формы – другие особенности, например, упорность, рассудительность, заботливость.

При взаимодействии человеку необходимо учитывать темперамент своего партнера. Это необходимо для предотвращения конфликтов и стресса, возникающих при оказании вредного воздействия. Такое воздействие человек может оказать случайно, если не будет знать, как на него отреагирует партнер.

Типы темперамента

В зависимости от преобладания в характере определенных особенностей, темпераменты делятся на несколько типов. Каждый из них не является плохим или хорошим, полезным или вредным.

Все они нужны для формирования определенных особенностей и реагирования на самые различные воздействия. В каждом человеке одновременно присутствует не один тип, а все сразу, но в различных пропорциях, с доминированием одного или нескольких типов.

Рассмотрим несколько популярных классификаций темперамента, разработанных известнейшими учеными и дополняющих друг друга.

По Гиппократу

Фундаментальной классификацией темперамента считается работа древнегреческого врача Гиппократа. Он объяснял темперамент преобладанием в организме человека одного из «жизненных соков»:
- желтой желчи (др.-греч. холе - желчь, яд) - делает человека импульсивным, вспыльчивым – холерик (огонь)
- крови (сангуа - кровь) - делает подвижным и веселым – сангвиник (воздух)
- черной желчи (мелэна холе - черная желчь) – делает осторожным, грустным и вдумчивым – меланхолик (земля)
- лимфы (флегма - мокрота) - делает спокойным и медлительным – флегматик (вода)

Эти типы можно сравнить на следующем рисунке:

Здесь глаза отображают внешнее состояние: сходятся вниз – беспокойность, активность; сходятся вверх – спокойность, пассивность. А рот отображает внутреннее состояние: изгиб вверх – беспокойность, переживания; изгиб вниз – спокойность, умиротворенность. Причем сангвиники и флегматики обычно имеют крупное, полное тело, а холерики и меланхолики – худощавое.

Рассмотрим подробнее каждый из этих типов.

Холерик (огонь)

Быстрый, порывистый, но совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся , с эмоциональными вспышками.

Беспокоен и снаружи, и внутри. Возбуждение обычно преобладает над торможением. Нет равновесия нервных процессов.

Вспыльчив, но отходчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивным.

Этики оценивают мир с помощью своих эмоций, чувств, отношений между людьми . Любят одобрение, положительные оценки, мотивацию . Стараются организовать дружелюбное окружение, компании. Тактичны, эмоциональны, проявляют чувства, даже если они кажутся нерациональными.

Экстраверсия-интроверсия (E-I)

Определяет ориентацию восприятия и направленность энергии.

Экстраверты лучше воспринимают объекты внешнего мира. Любят общаться на разные темы, рассказывать о себе, быть в центре внимания . Много говорят, часто думают вслух. Сначала действуют, потом думают, решительны. Любят динамику, быстро меняющееся окружение, напряженность в работе. Воспринимают информацию поверхностно, не любят углубляться в детали.

Интроверты лучше воспринимают свои внутренние процессы, связи между собой и внешними объектами. Любят одиночество, в компании стараются находиться в стороне. Стараются углубиться во все детали, тщательно все обдумывают и только потом действуют, рассудительны. Стараются скрывать все внутренние процессы, эмоции, чувства, даже от близких. Не любят общаться, стараются разговаривать только на конкретные темы, всегда обдумывают свой ответ.

Рациональность-иррациональность (J-P)

Определяют способ обработки и выдачи информации.

Рационалы обрабатывают информацию с помощью определенных шаблонов, сценариев и выдают информацию на основе различий между входной информацией и шаблоном. Не любят незаконченные дела, непринятые решения. Стараются больше работать, чем отдыхать. Строят планы, ориентируются на результат, стараются все выполнить к назначенному сроку, считая время своим главным ресурсом. Испытывают удовольствие только тогда, когда закончат дело, а не в процессе его выполнения. Любят играть и изучать новые правила.

Иррационалы не сравнивают информацию с шаблонами, обрабатывают ее на основе текущих условий и выдают ее непосредственно. Комфортно себя чувствуют, когда имеют несколько вариантов действий и долго делают выбор. Стараются больше отдыхать и меньше работать, делая работу максимально быстро, но не всегда качественно. Часто меняют свои планы, корректируют цели. Получают больше удовольствие от процесса выполнения дела, чем от результата. Редко придерживаются сроков и халатно относятся ко времени. Любят менять обстановку, адаптироваться к новым условиям.

Соционические типы

Комбинируя дихотомии, получается 16 соционических типов:
Жуков , Маршал - сенсорно-логический экстраверт иррационал - ESTP
Штирлиц , Администратор - логико-сенсорный экстраверт рационал - ESTJ
Максим Горький , Инспектор - логико-сенсорный интроверт рационал - ISTJ
Габен , Мастер - сенсорно-логический интроверт иррационал - ISTP
Наполеон , Политик - сенсорно-этический экстраверт иррационал - ESFP
Гюго , Энтузиаст - этико-сенсорный экстраверт рационал - ESFJ
Драйзер , Хранитель - этико-сенсорный интроверт рационал - ISFJ
Дюма , Посредник - сенсорно-этический интроверт иррационал - ISFP
Дон Кихот , Новатор - интуитивно-логический экстраверт иррационал - ENTP
Джек Лондон , Предприниматель - логико-интуитивный экстраверт рационал - ENTJ
Робеспьер , Аналитик - логико-интуитивный интроверт рационал - INTJ
Бальзак , Критик - интуитивно-логический интроверт иррационал - INTP
Гексли , Инициатор/Советчик - интуитивно-этический экстраверт иррационал - ENFP
Гамлет , Наставник - этико-интуитивный экстраверт рационал - ENFJ
Достоевский , Гуманист - этико-интуитивный интроверт рационал - INFJ
Есенин , Романтик - интуитивно-этический интроверт иррационал - INFP

По международному стандарту кадрового менеджмента эти типы сведены в таблицу:


Гиппократовские типы темперамента в соционике соответствуют следующим подтипам:
- холерик : интуитивно-этический (Гексли, Гамлет, Достоевский, Есенин)
- сангвиник : сенсорно-этический (Наполеон, Гюго, Драйзер, Дюма)
- меланхолик : интуитивно-логический (Дон Кихот, Джек, Робеспьер, Бальзак)
- флегматик : сенсорно-логический (Жуков, Штирлиц, Горький, Габен)

Разработано множество тестов, помогающих определить соционический тип человека. Наиболее популярными из них являются тест MBTI - идентификатор типов Майерс-Бриггс.

Метод определения характера и темперамента

Основой для определения характера и темперамента является внешнее проявление человека. То, как он себя ведёт, как реагирует в различных ситуациях, как общается с другими людьми – все это поможет определить, какой у человека характер.

Для определения своего личного характера у человека есть особые инструменты – самосознание, опыт, чувства и эмоции. Они подсказывают человеку, как нужно отреагировать в определенной ситуации, как ответить на полезные и вредные воздействия, что сказать другому человеку в ответ на его слова или поступок.

Итак, чтобы определить ваш личный характер и темперамент, выполните следующие шаги .

Организуйте себе спокойную, уединенную обстановку , чтобы никто не мешал и ничто не отвлекало. Возьмите листок бумаги или запустите текстовый редактор на компьютере.

Запишите вопрос «Какие у меня есть особенности характера? », сконцентрируйтесь на своих мыслях и чувствах и выпишите те особенности, которые, как вы считаете, соответствуют вашему характеру.

Кому-то это может показаться достаточно сложной задачей. Но если на этом концентрироваться некоторое время, хотя бы 10 минут, то гарантированно появится множество вариантов и их будет все больше и больше.

Вспоминайте , как вы себя вели в различных ситуациях, какие чувства у вас это вызывало, на основе чего вы принимали решения и действовали. Ваш личный опыт – лучший помощник при осознании вашего характера.

Главное - не попадите в ловушку социальных стереотипов. Т.е. вы знаете, что в вашем окружении считается правильным человек с такими особенностями как доброта, щедрость, отзывчивость и т.п. И вы можете включить в свой список такие особенности, хотя на самом деле вы ими не обладаете – вы просто считаете своим желанием или обязанностью ими обладать.

Также пройдите несколько тестов на определение характера, которые можно найти в интернете, например, тест Определение темперамента . Проанализируйте полученные результаты. При возможности обсудите их с психологом или просто с близкими и друзьями. Пересмотрите ваш изначальный список особенностей и внесите изменения на основе полученных результатов (добавьте новые особенности или вычеркнете существующие).

В результате этого шага вы должны получить полный список особенностей, которые свойственны вам. Он может состоять как из полезных, так и из вредных особенностей. И это абсолютно нормально: в каждом человеке есть что-то очень хорошее, но есть и недостатки. Главное – осознать все свои сильные и слабые стороны для их дальнейшего улучшения.

Далее сравните этот список с описанием типов темпераментов, представленных выше. Помните, что вы можете соответствовать не одному конкретному типу, а нескольким, но в различных пропорциях. В вас может доминировать один конкретный тип, а остальные иногда слабо проявляться.

Определите, какому типу по Гиппократу вы наиболее соответствуете: холерику, сангвинику, меланхолику или флегматику. Определите, какой тип в вас доминирует, и насколько проявляются остальные типы. Сделайте субъективную оценку их проявления в процентах.

Можете выполнить предложенный мною выше тест Определение темперамента . Его результатом как раз является диаграмма с отображением процентного соотношения типов темперамента. Можно выполнить этот тест несколько раз с перерывом в 1-2 дня, чтобы обдумать предложенные в тесте вопросы и точно вспомнить, как вы себя проявляете в той или иной ситуации. Это даст более правильные результаты.

Например, при первом тестировании я получил следующие результаты:

Проанализировав более подробно свой характер, я внес корректировки в эти данные и получил следующую оценку: меланхолик - 50%, флегматик – 30%, холерик 10%, сангвиник - 10%.

Затем определите ваш темперамент по Павлову . Определите, какими свойствами обладает ваша нервная система по 3-м признакам: сила, уравновешенность и подвижность. Это также поможет более точно определить ваш темперамент по Гиппократу, т.к. эти классификации дополняют друг друга. На основании этого исследования внесите изменения в список ваших особенностей.

Далее определите ваш темперамент по Юнгу . Подробно изучите дихотомии и определите, какие их свойства больше всего соответствуют вам: сенсорика или интуиция, логика или этика, экстраверсия или интроверсия, рациональность или иррациональность. Помните, что каждому человеку соответствуют не крайние значения этих дихотомий, например, логика или этика, а может и промежуточное, например, логика на 70%, этика на 30%. Определите, какая особенность дихотомии в вас доминирует.

Определите, как обозначается ваш соционический тип : Гоголь, Гамлет, Есенин, Джек Лондон и т.п. Найдите свой тип в таблице международного стандарта кадрового менеджмента. Также желательно пройти тест MBTI , получить интерпретацию результатов, проанализировать их и дополнить список своих особенностей.

Пожалуй, это самый сложный шаг, т.к. соционика уже обладает очень большой базой знаний об этих типах и их определение для каждого человека - не тривиальная процедура. Но основываясь на ваших предыдущих исследованиях своего характера, это будет сделать легче. Можете выполнить несколько соционических тестов, проанализировать их результаты самостоятельно, со специалистом по соционике или с друзьями и определить, какому типу вы соответствуете больше всего. На основании этого исследования внесите изменения в список ваших особенностей.

Наконец, нужно оценить список особенностей по их полезности . Пересмотрите все записанные вами особенности, напротив каждой поставьте знак ее полезности (плюс/минус) и оценку вашей личной удовлетворенности этой особенностью, например, по 10-бальной шкале.

Например, по особенности «доброта» вы можете поставить оценку 8, зная, что в некоторых ситуациях, когда можно было сделать что-то доброе, вы этого не делали. А по особенности «вспыльчивость» можете поставить 2, зная, что иногда не сдерживаете свои негативные эмоции.

Учитывая эти оценки, в будущем вы будете больше обращать внимание на особенности своего поведения и стараться делать так, чтобы оценка повышалась – будете развивать свой характер . При этом полезные особенности старайтесь довести до оценки 10, а вредные – до 0.

На этом определение вашего характера и темперамента завершено . В результате у вас должно быть следующее:

  • Cписок особенностей вашего характера с их полезностью и оценками
  • Тип вашего темперамента по Гиппократу в процентном соотношении
  • Тип вашей нервной системы по Павлову
  • Ваш соционический тип по Юнгу

Запишите все эти данные на одном листе бумаги, озаглавьте его, например, «Мой характер» или «Это Я» и повесьте на видное для вас место. Это позволит постоянно помнить, кто вы внутри, какой у вас характер и поведение, что вас в нем устраивает, а что нужно улучшить.

Личный пример

Применив описанный метод к себе, я получил следующие результаты.

Особенности :

Тип по Гиппократу : меланхолик-50%, флегматик-30%, холерик-10%, сангвиник-10%

Тип по Павлову : слабый неуравновешенный инертный

Уважаемый гость, Это Самая Ценная Часть Метода!!!

Чтобы ее прочитать, РАССКАЖИТЕ ДРУЗЬЯМ об этой странице.
Нажмите на одну из кнопок соц.сетей и добавьте пост на свою страницу.
Для получения подсказки как это сделать, наведите курсор на знак вопроса под кнопками

Сразу после этого под этими кнопками откроется ПОТРЯСАЮЩИЙ ТЕКСТ !

Последствия определения характера и темперамента

Зная свой характер и темперамент, вы сможете не только осознавать свою реакцию на определенное воздействие и знать ее причины, но и прогнозировать свое поведение в различных ситуациях. Это позволит яснее представлять свои цели и более четко строить план действий для их достижения, что в целом повысит вашу успешность и эффективность .

Очень полезным навыком является определение характера и темперамента других людей. Он позволяет выбирать стиль взаимодействия с конкретным человеком. Например, с флегматиками и меланхоликами нужно вести себя спокойно, а с сангвиниками и холериками – более активно. Это позволит укрепить ваши отношения , сделать их более долгосрочными. Вы сможете достигать личных целей, получая от них ресурсы на взаимовыгодных условиях, что сделает вас более успешным.

После осознания своего характера обязательно примите его таким, какой он есть, даже если он вас не очень устраивает. У каждого есть сильные стороны – развитые особенности и способности. Но каждый обладает и слабыми – особенностями, находящимися в зачаточном состоянии. Важно это осознать и смириться с этим – принять себя таким, какой вы есть сейчас.

Человек, обладая интеллектом, способен изменить свой характер и все свое состояние так, как захочет. Поставьте себе цели для улучшения конкретных особенностей, уровень которых в данный момент вас не устраивает. Определите, как вы можете их изменить и достичь поставленных целей. Человеку очень важно иметь характер, который его бы устраивал полностью . Это нужно для того, чтобы жизнь была полноценной и приятной, любая ситуация приносила удовлетворение, появилась смелость и уверенность в себе.

Помните, что любая особенность характер – это признак . А признак - это некая шкала. И вы в конкретный момент времени находитесь в определенном месте этой шкалы – обладаете определенным свойством признака. Это означает, что развиваясь, вы можете перемещаться по этой шкале, улучшая ваши особенности и характер в целом. Это гарантирует повышение вашей успешности, принесет пользу и вам, и окружающей среде.

Но не старайтесь улучшить абсолютно все свои особенности – это невыполнимая задача. Лучше сконцентрируйтесь на развитии своих сильных особенностей, чтобы они приносили еще больше пользы, чем сейчас. А свои слабые способности можно компенсировать за счет отношений с другими людьми, у которых они хорошо развиты.

В конечном итоге, определение и развитие характера делает человека более счастливым, но самое главное – свободным .

Темперамент представляет собой наиболее общую формаль­но-динамическую характеристику индивидуального поведе­ния человека, отражающую соотношение устойчивых особен­ностей личности, ее психической деятельности. Свойствами темперамента являются индивидуальный ритм и темп психи­ческих процессов, степень устойчивости чувств, напряжен­ность волевых усилий и т. д. Различные сочетания закономер­но связанных между собой свойств темперамента образуют его типы.

Для оценки различных аспектов и типов темперамента разрабо­тан ряд объективных и полуобъективных методик: хроно­метрических и анкетных (опросники) с учетом возрастных особенностей людей. Широко распространенными опрос­никами являются личностные опросники Айзенков, опросник Стреляу, опросник Томаса и Чесса, опросник Русалова и др.

К достаточно известным за рубежом относятся следующие опросники: Опросник темперамента младенца В.Карея и С.Мак-Девит, направлен на оценку у младенцев от 4 до 8 мес. таких особенностей, как активность, ритмичность, приближе­ние, адаптивность, интенсивность, настроение, настой­чивость, отвлекаемость и порог; оценочная батарея темперамента P. Мартина, позволяет оценить у детей от 3 до 7 лет такие свойства, как активность, адаптивность, приближение, отвлекае-мость, настойчивость; обозрение измерений темперамента М.Уиндд и Р.Лернер, дает возможность оценить общий уровень активности, уровень активности во время сна, приближение, плас­тичность, настроение, ритмичность сна, ритмичность еды, ритмичность навыков и ориентацию на задачу у детей 5-13 лет; опросник темперамента Р.Круизе, В.Блитчингтон и В.Футчер, дает возмож­ность определения классических типов темперамента - флегматик, сангвиник, холерик и меланхолик - у лиц от 18 до 35 лет и др.

«Опросник Стреляу». Автор разработал специальные про­цедуры наблюдения реактивного и активного поведения чело­века, изучения темперамента как меры развития индивидуаль­ных психологических свойств. Он составил специальные личностные опросники как наиболее адекватные средства изу­чения индивидуально психологических особенностей и разли­чий человека. Стреляу предложена «Шкала оценок для измерения реак­тивности» (определение по четырехбалльной шкале интен­сивности каждого из наблюдаемых свойств поведения испы­туемого), а также «Личностный опросник Я. Стреляу», который включает 134 вопроса, отражающих индивидуальные особенности поведения, отношения, переживаний и т. п., анализ ответов позволяет определить уровень концентрации свойства подвижности нервной системы, силы по возбужде­нию и торможению.

«Опросник структуры темперамента Русалова - ОСТ». Ис­пользуется для диагностики свойств «предметно-деятельнос-тного» и «коммуникативного» аспектов темперамента. ОСТ включает в себя 105 вопросов. Каждый относится к одной из 9 шкал - 8 шкал по 12 вопросов и 9-я шкала (социальной жела­тельности ответов) - 9. ОСТ состоит из следующих шкал: 1) предметная эргичность (выносливость) - вопросы об уровне потребности в освоении предметного мира, стремле­нии к умственному и физическому труду; 2) социальная эргичность - вопросы об уровне потребно­сти в социальных контактах, о стремлении к лидерству; 3) пластичность - вопросы о степени легкости или труд­ности переключения с одного предмета на другой; 4) социальная пластичность - вопросы, направленные на выяснение степени легкости или трудности переключения в процессе общения от одного человека к другому, склонно­сти к разнообразию коммуникативных программ; 5) темп или скорость - вопросы о быстроте моторно-двигательных актов при выполнении предметной деятельно­сти; 6) социальный темп - вопросы, направленные на выяв­ление скоростных характеристик речедвигательных актов в процессе общения; 7) эмоциональность - вопросы, оценивающие эмоцио­нальность, чувствительность к неудачам в работе; 8) социальная эмоциональность - вопросы, касающиеся эмоциональной чувствительности в коммуникативной сфере; 9) «А», контрольная шкала (шкала социальной желатель­ности) - вопросы на откровенность и искренность выска­зываний.

Шкалы ОСТ высоко коррелируют с объективными тес­тами, экспертными оценками, а также опросниками, содер­жание шкал которых известно и аналогично некоторым шкалам ОСТ (тест Айзенков, тест Стреляу и др.). Кроме того, ОСТ обладает высокой ретестовой надежностью и про­шел стандартизацию с учетом возраста испытуемых, а так­же позволяет исследовать закономерности взаимодействия темперамента с другими структурами индивидуальности - с общим интеллектом и творческими особенностями .

Опросник Айзенка. Пользуясь данной методикой, можно определить тип темперамента и преобладающие черты характера.

Айзенк предложил в качестве базисных два пара­метра индивидуальности: экстраверсию-интроверсию, нейротизм-эмоциональную стабильность. Эта концепция основана на эмпирическом выделении двух типов невротических расстройств: ис­терического невроза, который свойственен лицам холе­рического темперамента (нестабильным экстравертам), и невроза навязчивых состояний, который свойстве­нен лицам меланхолического темперамента (нестабиль­ным интровертам). В поведении экстраверты проявляют себя как возбудимые, подвижные, им­пульсивные, оптимистичные, общительные, а интро­верты - как заторможенные, инертные, пессимистич­ные, сдержанные. Фактор нейротизма или нестабильности рассмат­ривается как результат неуравновешенности процес­сов возбуждения и торможения. Он свидетельствует об эмоционально-психической устойчивости или не­устойчивости, стабильности или нестабильности и рассматривается в связи с врожденной лабильностью вегетативной нервной системы. Фактор нейротизма представляет собой параметр, в соответствии с кото­рым всех индивидов можно расположить в ряд, на одном полюсе которого находится тип личности, ха­рактеризующийся чрезвычайной устойчивостью, зре­лостью и прекрасной адаптированностью, а на дру­гом - чрезвычайно нервозный, неустойчивый и плохо адаптированный тип.

В настоящее время разработано и апробировано 2 взрослых варианта (А и Б) и детский, состоящий из 60 пунктов. 24 вопроса по шкале экстраверсии-интроверсии, 24 по шкале нейротизма и 12 по шкале лжи. При обработке результатов подсчет баллов прово­дится в первую очередь по шкале лжи. Если результат выше 5, то ответы считаются недостоверными и не интерпретируются. Как правило, типы темперамента в жизни в чис­том виде не встречаются, и можно говорить только о преобладающем их сочетании.

Темперамент — это совокупность психических свойств индивида, связанных с быстротой возникновения чувств и их силой.
Создателем учения о темпераменте считается древнегреческий врач Гиппократ. Он утверждал, что люди различаются соотношением четырех «соков организма»: крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи. Исходя из учения Гиппократа, древнеримский врач Клавдий Гален разработал первую типологию темпераментов на основе преобладающих в организме «соков»:
. сангвиник (от лат. sanguis — кровь);
. флегматик (от греч. phlegma — слизь);
. холерик (от греч. chole — желчь);
. меланхолик (от греч. melas chole — черная желчь).
В последующие века возникли многочисленные концепции и типологии темпераментов. Во многих из них свойства темперамента связывались с особенностями телосложения. Среди таких конституционных типологий в Европе наибольшее распространение получила типология Э. Кречмера. Кречмер выделил три основных конституциональных типа и три соответствующих им типа темперамента:
1. Лептосоматику (человеку с хрупким телосложением, высоким ростом, плоской грудной клеткой, узкими плечами, длинными и худыми конечностями) соответствует шизотимический тип темперамента. Шизотимик замкнут, упрям, не склонен к изменению установок и взглядов.
2. Пикнику (человеку тучному, малого или среднего роста, с большим животом и круглой головой на короткой шее) соответствует циклотимический тип темперамента. Циклотимик реалистичен во взглядах, легко контактирует с людьми; его эмоции колеблются между радостью и печалью.
3. Атлетику (человеку с крепким телосложением, высокого или среднего роста, широкими плечами и узкими бедрами) соответствует иксотимический тип темперамента. Иксотимик — спокойный, невпечатлительный человек со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления.
В США большую популярность приобрела концепция темперамента У. Шелдона. Им также выделены три типа телосложения и три соответствующие им типа темперамента:
1. Эктоморфному типу телосложения (хрупкое тело, плоская грудная клетка, длинные худые конечности) соответствует церебротонический тип темперамента. Церебро-тонику свойственны заторможенность, страх перед социальными контактами, склонность к уединению.
2. Эндоморфному типу телосложения (слабое тело с избытком жировой ткани) соответствует висцеротонический тип темперамента. Висцеротоник эмоционально ровен, общителен, приветлив.
3. Мезоморфному типу телосложения (стройное и крепкое тело, большая физическая сила) соответствует сомато-тонический тип темперамента. Соматотоник энергичен, агрессивен, самоуверен.
Более серьезного внимания заслуживают концепции темперамента, основанные на особенностях функционирования нервной системы. Наиболее значимыми для понимания физиологических основ темперамента заслуженно считаются исследования И. П. Павлова. Павлов описал четыре свойства нервной системы:
. сила возбуждения;
. сила торможения;
. уравновешенность процессов возбуждения и торможения;
. подвижность (быстрота перехода от возбуждения к торможению и наоборот).
В зависимости от соотношения этих свойств Павлов выделил четыре типа нервной системы, соответствующих четырем классическим типам темперамента:
1) сильный, уравновешенный, подвижный тип — сангвиник;
2) сильный, уравновешенный, инертный тип — флегматик;
3) сильный, неуравновешенный (с преобладанием возбуждения) — холерик;
4) слабый тип — меланхолик.
Исследования Павлова были продолжены Б. М. Тепловым (выделил наиболее значимые свойства темперамента), В. Д. Небылицыным (ввел понятие лабильности нервной системы), В. М. Русаловым (выделил такие свойства темперамента, как эргичность, пластичность, скорость, эмоциональность).
Среди методик, диагностирующих темперамент, за рубежом достаточную известность получили:
. опросник темперамента младенца В. Карея и С. Мак-Девит (для детей 4-8 месяцев);
. оценочная батарея темперамента Р. Мартина (3-7 лет);
. опросник темперамента среднего детского возраста В. Карея и С. Мак-Девит (8-12 лет);
. опросник темперамента Р. Круизе, В. Блитчингтона и В. Футчер (18-35 лет);
. шкала темперамента Марке-Нимана У. Бауманна и Й.Ангст (20-80 лет).
Среди отечественных диагностических методик наиболее известна разработка В. М. Русалова.
Характер — это совокупность психических свойств индивида, проявляющихся в типичных для него способах действия и формах поведения.
Существует достаточно много классификаций черт характера. В отечественной психологии чаще всего встречается два подхода.
1. В связи с психическими процессами выделяют волевые, эмоциональные и интеллектуальные черты характера.
2. В соответствии с направленностью личности черты характера делятся на четыре группы:
. отношение к другим людям;
. отношение к себе;
. отношение к деятельности;
. отношение к окружающему миру.
Характер является прижизненным образованием, т. е. формируется после рождения человека. Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими людьми. Сензитивным периодом для становления характера можно считать возраст от 2-3 до 9-10 лет, когда дети много и активно общаются как со взрослыми, так и со сверстниками.
Раньше других (по некоторым данным, в первые месяцы жизни) закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость или противоположные им. Трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность формируются несколько позже — в раннем и дошкольном детстве. В младшем школьном возрасте оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. В подростковом возрасте активно развиваются волевые черты характера, а в ранней юности формируются нравственные основы личности.
К окончанию школы характер человека можно считать в основном сложившимся. Однако характер не является за-
стывшим образованием и может трансформироваться на протяжении всей жизни.
Попытки исследовать характер предпринимались еще в незапамятные времена. Важнейшей проблемой характерологии на протяжении веков было выявление типов характера. Большой вклад в описание типов характера внесли К. Юнг, Э. Кречмер, К. Леонгард, Э. Фромм, а также отечественные ученые П. Б. Ганнушкин, А. Е. Личко.
Так, К. Юнг выделил два типа характера: экстравертированный (направленный на внешний мир) и интровертированный (направленный на собственный внутренний мир). Э. Кречмер также описывает два типа характера: циклоидный (с чередованием фаз хорошего и плохого настроения) и шизоидный (замкнутый).
Со временем число типов характера увеличивается: у П. Б. Ган-нушкина мы находим 7 типов, а у А. Е. Личко — 11.
Для диагностики особенностей характера можно применить:
. методику экспресс-диагностики характерологических особенностей личности (Т. В. Маталина);
. многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла.
Для диагностики акцентуаций — тесты К. Леонгарда, Г. Шмишека, А. Е. Личко и др.
Соотношение темперамента и характера: среди взглядов на взаимоотношения темперамента и характера в современной психологии можно выделить четыре основных подхода:
1) отождествление характера и темперамента (Э. Кречмер);
2) противопоставление характера и темперамента (В. Ви-рениус);
3) мнение о том, что темперамент является частью характера (С. Л. Рубинштейн);
4) рассмотрение темперамента в качестве природной основы характера (Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев).

Лекция, реферат. - Темперамент и характер. Их диагностика - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности. 2018-2019.



Читайте также: