Как помочь ребенку полюбить учебу. Как заставить делать уроки ребенка - советы психолога

Ваш ребенок ходит в школу с удовольствием? Что ж, он счастливчик. А что делать, если ему там не нравится? Если дневник пестрит плохими оценками и замечаниями, уроки в школе - ежедневное мучение, а домашнее задание растягивается на весь вечер? Автор книги Элизабет Лукас рассказывает, как помочь ребенку найти себя и полюбить школу.

Должны ли вы хвалить детей за сильные стороны? Крутить носом, когда они проявляют свои слабости? Ни в коем случае! Если ваше отношение уважительно, то достижения - это совсем не то, что подразумевает общество.

Достижения, заслуживающие нашей похвалы, всегда имеют отношение к тем условиям, в которых они были проявлены. Если человек с ампутированными конечностями проплыл 800 метров, он достиг большего, чем мускулистый спортсмен, проплывший 8 километров.

Подлинные достижения - всегда важное свидетельство того, что человек преодолел самого себя.

Если алкоголик полгода жил в полном воздержании от спиртного, это настоящее достижение. То же самое, если бывший вор прожил год, честно трудясь. Или если Казанова сохранил верность своей жене. Перед такими людьми можно снять шляпу. Возможно, в объективном смысле жизнь без алкоголя, воровства или разврата не является достижением, поскольку это должно быть само собой разумеющимся, но для некоторых людей это великое достижение, учитывая, как тяжело им дается то, что другим кажется нормой. Их усилие - вот что заслуживает уважения.

Вернемся к профилям одаренности детей. Допустим, у ребенка слабые лингвистические способности. Если он принес домой тройку по английскому, это означает, что он много трудился для того, чтобы подтянуть то, в чем он слаб. Это заслуживает признания.

Теперь допустим, что тот же ребенок обладает исключительными способностями в счете. Если он принес домой четверку по математике, это значит, что он был ленив, потому что мог легко заработать пятерку. Но родители могут повести себя неправильно и начать ругать его за тройку по английскому, не обращая внимание на ситуацию с математикой.

Чему в результате учатся дети, чьи родители совершают такую педагогическую ошибку? Они начинают думать, что в легких предметах никакого усилия прилагать не надо, поскольку даже при посредственных успехах они получат родительское одобрение. В тех предметах, которые им даются тяжело, они тоже приучаются особо не стараться, поскольку им все равно не избежать критики и недовольства.

Федор Решетников. Опять двойка. 1952 г.
Третьяковская галерея

Хотим ли мы, чтобы дети продолжали так относиться к учебе? Конечно, нет! Они должны стараться, причем в конструктивном смысле: радоваться своим талантам и не отчаиваться по поводу своих слабых сторон. Поэтому правило должно звучать так: поощрять сильные стороны ребенка и требовать большего, поддерживать его слабые стороны и радоваться даже самым незначительным достижениям!

Конечно, учителя при оценке успеваемости учеников не могут учитывать их профиль одаренности. Они должны мерить всех учеников одной меркой. Если ученик в чем-то слишком слаб, учитель не может для него одного повторять материал снова и снова. С другой стороны, что делать простому учителю музыки, если перед ним сидит маленький Моцарт?

Учебный план ориентирован на учеников со средними способностями. То, чего не может предложить школа, попадает в сферу ответственности родителей. Им следует относиться всерьез не к оценкам в школе, а к потенциалу развития своих детей. И ни в коем случае они не должны сравнивать себя с другими родителями, а ребенка - с другими детьми, даже с братьями и сестрами, даже с братом-близнецом, поскольку каждый человек уникален!

Есть еще два важных момента: отношение к заниженным способностям и отношение к исключительным талантам. Каждый человек лишен каких-то способностей. Конечно, существуют «универсально одаренные» люди, которые могут достичь успехов во многих областях, но практически любого из нас можно поставить в такие обстоятельства, в которых мы окажемся несостоятельными. Однако взрослые прагматично избегают ситуаций, в которых их несостоятельность была бы заметна.

Молодая хозяйка, не умеющая вкусно готовить, не станет организовывать вечеринку у себя дома. Мужчина с «двумя левыми руками» не будет пытаться самостоятельно делать дома ремонт. Но школьнику не разрешается выбирать те предметы, которые ему больше нравятся (за исключением специальных школ). Ему приходится снова и снова конкурировать с более одаренными одноклассниками и выслушивать негативные комментарии учителя.

Если только ученик не оказался в неподходящей школе (в которой требования по всем предметам оказались для него завышенными), трудности у него будут лишь с несколькими предметами, но и этот недостаток может глодать его самолюбие. В таком случае весьма полезна профессиональная помощь психолога, специальные упражнения, подобные тем, что применяются при терапии легастеников.

Наилучшее средство - краткие непринужденные занятия со специалистом несколько раз в неделю, которые носили бы добровольный характер. Замечательно, если дети принимают эти формы помощи. Реакция родителей также должна сообщать ребенку: «Будь спокоен, в жизни не нужно уметь всего. То, что необходимо, у тебя и так получится, и при этом совершенно не стыдно попросить о помощи».

С другой стороны, у каждого есть таланты и способности, которые он призван проявлять с пользой для себя и других. «В благодарность» человек получает здоровое чувство собственного достоинства, уверенность в завтрашнем дне, радость от успехов и самореализацию. То, что у нас получается, мы делаем с удовольствием. Люди, оказавшиеся на своем месте, с энтузиазмом включаются в решение поставленных перед ними задач и бывают исключительно продуктивны. Если с детства поощрять в человеке те сферы деятельности, в которых он проявляет талант, он вырастет счастливым. Ведь в таком случае его уже ничто не остановит - мы видим это и на примере гениев, и на примере простых людей, с энтузиазмом погрузившихся в любимую деятельность.


Жаль, что родители чаще предпринимают усилия для того, чтобы восполнить дефициты ребенка, чем поддерживают его таланты и интересы. Также малопродуктивно загружать детей дополнительными занятиями, которые их не интересуют. Конечно, нужно пройти стадию распознавания талантов, на протяжении которой дети будут пробовать ходить на самые разные дополнительные занятия. И школа дает здесь хороший толчок. Человек должен жить творчески, используя свои таланты, и, если он с детства этому научился, в будущем перед ним будут открыты все пути. Радость будет его путеводной звездой.

Хотите, чтобы у ребенка было меньше проблем в школе? Тогда дайте ему все возможности для развития своих талантов и хвалите его за самые скромные успехи, которых он достигает несмотря на недостаток способностей.

Из книги Элизабет Лукас .

В один прекрасный момент ваш малыш перестает быть маленьким и переходит на новую ступень развития – идет в школу. Одновременно это и радость, и огромная ответственность, ведь процесс обучения идет своим чередом, если в нем участвуют и учителя, и родители вместе, на благо маленького ученика.

Спустя некоторое время в некоторых семьях возникает проблема – как научить ребенка учиться с удовольствием, ведь в школу он идет с неохотой, а уроки вообще делать не желает. Эта ситуация может проявиться практически сразу, в начале обучения, или же спустя несколько месяцев или даже лет. Подход к ее разрешению практически одинаков, и взрослые заранее должны знать, что стоит делать, а что категорически запрещено в этом случае.

Распространенные ошибки родителей

Перед тем как научить ребенка любить учиться, следует проанализировать свое собственное поведение и отношение к учебному процессу, психологический климат внутри семьи:

  1. Ни в коем случае не стоит отдавать в школу малыша, который не готов еще к ней ни физически, ни психологически. Не следует игнорировать советы педагогов и психологов относительно того, чтобы пропустить годик и прийти в первый класс не в 6, а в 7 или 8 лет. В этом нет ничего зазорного, а польза будет налицо – готовый к учебе ребенок будет учиться с удовольствием.
  2. Тому, кто не знает, как научить ребенка хорошо учиться, часто приходит в голову идея о материальном чада. Но в большинстве случаев делать этого категорически нельзя. Долговременного результата вы не добьетесь, а сделать из ребенка корыстного человека вам удастся на «отлично».
  3. Нельзя заставлять подростков выбирать профиль согласно желанию родителей. Возможно, мама или папа хотели посвятить себя изучению математики, а ребенок ничего в ней не смыслит. Если к нему предъявляются постоянно завышенные требования, то страдает психика, и учиться хорошо ребенок не сможет.
  4. С самого раннего возраста нужно стараться как можно меньше попрекать ребенка, осуждать его за промахи, высмеивать его ошибки. Это негативно влияет на его и не позволяет почувствовать в себе силы для обучения на том уровне, которого он сам хочет. Если принижать достоинства ребенка, акцентируя все внимание на его недостатках, то он никогда не поверит в свои силы и так и останется посредственностью не только в школе, но и в дальнейшей жизни.
  5. В раннем возрасте нельзя загружать малыша знаниями, совершенно ненужными в это время. Развитие с пеленок не должно быть насилием над детским организмом, если только родители не хотят сделать из ребенка ходячую энциклопедию.
Как вести себя родителям ребенка, нежелающего учиться?

Психологи создали небольшой список, придерживаясь пунктов которого можно помочь ученику полюбить процесс учебы в любом возрасте:

  1. Нужно как можно скорее наладить режим дня, где четко будет отведено время для сна, активного отдыха, учебы и увлечений ребенка.
  2. Следует стараться, чтобы обстановка в семье была дружелюбной, а проблемы между родителями были неизвестны ребенку.
  3. С ранних лет у ребенка должна быть установка, что школа – это хорошо, учителя – это верные друзья и профессионалы, а обучение – святая обязанность, ведущая к процветанию в будущем. Родители не должны в присутствии ребенка пренебрежительно отзываться о педагогах и необходимости того или иного предмета.
  4. Нагрузка на детский организм в школе должна быть адекватной возрасту, без чрезмерного напряжения.
  5. Родителям рекомендуется как можно чаще хвалить детей даже за незначительные школьные успехи.

А вот то, как научить ребенка учиться самостоятельно, может быть непросто, если родители привыкли на каждом шагу опекать свое чадо. Ему нужно давать больше самостоятельности. Пускай он допустит ошибку, но впоследствии на ней научиться быть ответственным за свои поступки.

В тренинге «Гениальный ребенок» мы всегда поднимаем вопрос мотивации, и порой родители спрашивают: «А как мне заставить ее (или его) полюбить учиться?»

Обычно я отвечаю вопросом на вопрос, и парирую: «А вы действительно думаете, что можно заставить кого-то что-то полюбить?»

И ведь действительно, можно либо заставить ребенка делать что-то (но тогда нет смысла переживать, что ребенок делает это неохотно), либо ребенок полюбит учебу.

Но полюбит ее сам.

Можно лишь помочь ребенку полюбить процесс обучения, можно помочь ребенку расжечь жажду знаний.

Для этого нужно упростить для ребенка процесс обучения (чтобы не было трудно) и повысить интерес и ценность обучения (чтобы нравился процесс).

Да. Именно процесс.

Дело в том, что внутренняя мотивация взрослых и детей различна.

Взрослый человек ради результата может заниматься достаточно трудным или скучным, неинтересным процессом.

Но тот результат, который взрослый получит в итоге, перевешивает трудозатраты на его достижение.

У детей все иначе.

Внутренняя мотивация ребенка исходит не из конечного результата, а из процесса, которым ребенку предстоит заниматься.

Результат для ребенка — вторичен.

Для него первичен процесс. Трудно или просто. Интересно или скучно. Получается или нет.

Если учиться просто, у ребенкаполучается и ему интересто, то тогда ребенок полюбит учиться. Полюбит всем сердцем, по-настоящему. Но сам.

Если отбросить «полюбить» и просто заставить ребенка учиться — он будет сопротивляться, ныть, говорить что скучно или трудно, делать бестолковые глаза или беспомощный вид, саботировать уроки и многое другое.

Сегодня предлагаю порассуждать на тему как помочь ребенку полюбить учебу. Что можно сделать для этого?

На самом деле для этого нужно сделать достаточно простое действие - упростить процесс обучения.

Но прежде чем я расскажу, как это сделать, давайте разбираться, почему дети не любят учиться?

С какими трудностями ваш ребенок сталкивается при обучении?

  • Его ругают в школе
  • Он не хочет учиться
  • Он не любит школу, учителя
  • Ему не интересно
  • Ему необходимо постоянно что-то зубрить
  • Ребенок устает и перегружен
  • В компьютере ему интереснее
  • Ему много задают
  • У него не получается
  • Ему Трудно

Только 1-2 подобных трудности уже отбивают охоту от обучения. А если их больше?

Итак, у нас есть пул детских проблем.

А теперь давайте представим, что все проблемы решены. По взмаху чудесной волшебной палочки.

Представьте, что ребенка:

  • Хвалят
  • Ему хочет учиться
  • Ему нравится учитель
  • Ему интересно
  • Ему не надо зубрить, само запоминается
  • У него нет усталости
  • Ему интереснее на занятии, чем в компьютере
  • Ему либо мало, либо совсем не задают домашних заданий, а что задают можно сделать за 15 минут
  • У него получается
  • Ему легко учиться

Как вы думаете, будет ли такой ребенок саботировать процесс обучения?

Мне кажется, что не будет.

Да, конечно в обычной жизни никто не взмахнет волшебной палочкой и учеба ребенка является сложным процессом, который он конечно же саботирует.

Но родители могут помочь ребенку упростить процесс обучения, и кто знает, может быть случится волшебство и ребенок полюбит учебу?

7 шагов, которые могут сделать родители уже сейчас, чтобы облегчить процесс обучения ребенка:

Шаг № 1 — Говорить с ребенком, хвалить его и показывать то, что получилось.

Сначала отмечайте плюсы, а потом уже считайте ошибки.

Тут можно использовать технику «Зеленая ручка», когда Вы берете зеленую пасту и отмечаете, что у ребенка получилось.

Шаг № 2 — Повысить “Ценность” обучения.

Для этого необходимо:

  • Создать рабочую атмосферу
  • Заякорить рабочее состояние
  • Сделать рабочее место, в котором ребенок не отвлекается
  • Учесть типы восприятия (техника ЛАВКа)
  • Опираться на психотип ребенка (Синтаксис Любви)
  • Использовать Достигатор и отмечать прогресс

Данные техники мы подробно изучаем и внедряем в курсе «Гениальный ребенок» — программе для родителей, которая учит помогать ребенку с учебой с помощью техник эффективного обучения.

Шаг № 3 Искать лучших учителей, которые болеют за свое дело.

Творческий педагог — это половина успеха в обучении ребенка. Когда у учителя горят глаза, они загораются у всего класса.

Если вашему ребенку не повезло, и у учителя ребенка глаза потухли, вы можете стать тем человеком, у кого горят глаза, или найти для него такого педагога, например сменив школу.

Шаг № 4 Снизить «цену обучения»

Упростить процесс обучения, внедряя техники эффективного обучения, научить структурировать текстовую информацию, создавать «интеллект-карты», использовать метод «от общего к частному», развивать оба полушария мозга, учиться техникам запоминания стихотворений и определений.

В обещем — упрощаем процесс получения и сохранения знаний ребенка.

Шаг № 5 Развивать память и внимание

Лучше всего память и внимание развивается в игре, а так же Вы можете внедрять мнемотехнические приемы в обучение.

Для этого нужно развивать воображение, и испрользовать силу ассоциаций.

Вначале может быть очень трудно, однако уже через несколько занятий, даже самые «плохо представляющие» дети втягиваются и развивают в себе эту суперсилу.

Как говорится, нет сразу людей с медицинским, или парикмахерским мышлением.

Но оно формируется.

Шаг № 6 Использовать разминки, техники отдыха

Детям очень трудно удерживать внимание на одной волне. Для этого важно переключать вид деятельности, сменять вид занятий.

Подойдут как веселые песенки, так и пальчиковая гимнастика, разминка или различные зарядки для глаз и мозга.

Шаг № 7 Создавать для ребенка ситуации успеха

Детям мало говорить про их успехи. Дети должны сами видеть подтверждение.

Например, если ребенок за 20 минут выучит 30 новых испанских слов, это будет лучшим подтверждением того, что он может легко учить язык.

Если ребенок за 15 минут запомнит 20 фактов о новой стране, это будет лучшим подтверждением сильной памяти.

Когда ребенок 2 минуты без перерыва сможет говорить на одну тему, это будет лучшим подтверждением того, что он умеет красиво говорить.

Когда ребенок после одного прочтения и заполнения помогатора «рыба» запоминит параграф и сможет пересказать его, это будет лучшим подтверждением того, что учиться можно просто.

Но, к сожалению, школа не дает техники эффективного обучения. В школе вообще процесс обучения проходит на уровне прошлого века.

С зубрежкой, кучей повторений, переписыванием, копированием.

Всем тем, что уже давно устарело.

Это как ездить на «Москвиче 407» 1960 года выпуска

Вроде едет, но постояно ломается, да и комфорта мало.

Так и в процессе обучения детей, ребенок использует устаревшие принципы работы мозга и еле-еле справляется со школьной нагрузкой

А ведь уже почти век существует «Феррари» в принципах работы мозга, с которыми Ваш ребенок будет «ездить» по школьным предметам быстрее всех своих одноклассников, при этом тратя на учебу намного меньше времени и сил.

И тогда вопрос «Как заставить ребенка полюбить учебу» уйдет сам собой.

Вас же не надо заставлять прокатиться на «Феррари»? А вот не многие сядут прокатиться на «Москвиче 407″…

Приглашаем Вас помочь детям полюбить учебу вместе с командой единомышленников, в программах для детей и родителей:

«Гениальный ребенок. Техники эффективного обучения».

В этой программе для родителей мы изучаем и внедряем техники эффективного обучения (чтобы вы могли сами научиться учиться, передать опыт своим детям и стать лучшим союзником и грамотным эффективным помощником)

Всего за 6 вечеров Вы узнаете самые современные техники эффективного обучения, научитесь самым передовым технологиями работы мозга и сможете стать для своего ребенка человеком, с волшебной палочкой, который превращает сложное в простое.

А в версии «С куратором» Вы дополнительно получите человека, который будет персонально с Вами и Вашим ребенком внедрять изученные техники в учебный процесс ребенка

Прямо сейчас на программу действует специальная цена, которая повышается по мере приближения даты старта программы

Присоединяйтесь к программе прямо сейчас по минимальной цене и дайте своим детям лучшие техники обучения, которые позволят им полюбить процесс учебы и стать успешными в жизни

Всё чаще и чаще мы слышим слова: дети спасут человечество. Этот мотив вечен. Он и в поступи "Сикстинской мадонны", и в светской философии Ф. Достоевского, Л. Толстого, в русской литературе. И в сегодняшней борьбе за выживание человечества.

Ребёнок – это мера всех вещей. Первообраз добра и красоты. Поэтому знаменитое "красота спасёт мир " звучит, как дети спасут мир.

Дети – наше будущее. Наши потенциальные возможности и наши человеческие идеалы в будущем.

Что же такое детство? Каков путь ребёнка к гармонии?

"Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш" (В. А. Сухомлинский)

Детство – особое психическое состояние, говорят философы. Это человеческое состояние полно неукротимой энергии, наполнено игрой физических и интеллектуальных сил. И энергия здесь особенная – энергия роста. Энергия земного побега. Энергия неодолимости.

Ребёнок живёт, а не воспитывается. Чем ярче его жизнь, тем больше положительных эмоций, тем полноценнее и здоровее воспитание.

И эта энергия нередко творит беды. Достоинства, различные увлечения и потребности способны обернуться своей противоположностью и привести к дисгармонии отношений детей с взрослыми. Возникшие противоречия между детьми и родителями не проходят бесследно, могут сопровождаться своего рода кризисами, нравственными потрясениями, страданиями. И здесь задача взрослых: педагогов, родителей – находить разумное разрешение конфликтов.

Вообще-то ребёнок сам творит своё воспитание. Но помочь ему ставить перед собой задачи и сверхзадачи призван взрослый человек, наставник, старший товарищ, родитель или педагог.

Но какие же задачи в первую очередь должны решать взрослые и дети?

Первая – забота о здоровье. О здоровье физическом, психическом и нравственном. Здесь всё связано. Неотделимо. Психические расстройства, нервные срывы и даже детские самоубийства во многом зависят от большой, порой ненужной загруженности школьников учебными занятиями, принижения их человеческого достоинства в школе и дома, от разобщённости в детской среде, которая нередко предъявляет жестокие и несправедливые требования к личности ребёнка. (Пример из своей практики.)

В литературе на темы воспитания есть немало писем самого разнообразного содержания. Вот одно из них:"Мой ребёнок боится ходить в школу. Она ему ненавистна. Месяц назад ему вымазали пальто масляной краской. А вчера на уроке труда ему облили ацетоном шнурки на ботинках и потом подожгли их. Сын кричал, а все дети хохотали. И самое ужасное случилось дома: отец увидел испорченную обувь и избил сына…"

К сожалению, подобные случаи нередки. Дети не защищены от авторитарных средств воздействия ни в школе, ни дома. Авторитарный характер отношений, жестокость и разобщённость создают дискомфорт в душах детей, отрицательный психологический климат в классном коллективе, что всегда очень скверно воздействует на психическое состояние учащихся и явно мешает успешному обучению.

И здесь нужно выделить вторую задачу – заботу о нравственно-волевом воспитании детей.

Важно, чтобы каждый ребёнок школьного возраста составлял свой план жизни, в котором непременно были бы элементы общего и профессионального развития, занятия спортом, трудом, искусством. И непременно – сверхзадача. Непременно испытание: что я могу? На что я способен? Есть немало семей, где детям помогают ставить и достигать различные увлекательные цели. Учат, может быть, самому главному в жизни – дорожить временем. Считать каждую минуту. Постоянно спрашивать у себя: а что я сделал? Чего я достиг? и как же здесь необходимо единство взрослых и детей! Единство как сотрудничество!

Опыт семейного воспитания семьи Никитиных замечателен не только тем, что дети школьные курсы освоили на три – четыре года раньше своих сверстников, а тем, что сэкономленное время расходовали на укрепление здоровья, на чтение литературы, на участие в производительном труде.

Так старший сын часто по выходным выполнял заказ завода – делал электронные выключатели, а младшие красили кубики для фабрики игрушек, за что получали денежное вознаграждение.

Если ребёнок с детства и до 12 лет не включён в систему реальной ответственности, в реальный производительный труд и частичное самообеспечение, он непременно, как это имеет место в жизни, вырастет инфантильным, неприспособленным, безвольным человеком. Среди молодёжи часто встречается немало растерянных, слабых духом людей: они-то и тянутся к наркотикам, алкоголю, лёгкой и праздной жизни.

Правильная организация учебной работы включает в себя ряд моментов, касающихся внешних и внутренних условий деятельности. К внешним условиям относятся правильно организованный режим дня, оборудование места для занятий, определение оптимального порядка приготовления уроков на каждый день и на всю неделю. К внутренним условиям можно отнести умение быстро включаться в работу, вести её не отвлекаясь и в хорошем темпе, привычку садиться за уроки вопреки желанию погулять, поиграть, послушать музыку и т. д. Конечно, это перечисление не исчерпывает все моменты, так или иначе влияющие на процесс обучения. Я остановлюсь на тех, которые обычно игнорируются взрослыми или являются источником грубых психологических ошибок.

Возьмём такой пример.

- У моего сына вечно не хватает времени для уроков. Проводит над книгами часа по три, по четыре и еле-еле успевает приготовить задание .

Мальчик учился в пятом классе. Можно объяснить этот случай тем, что пятый класс является переходным к средней ступени обучения, что именно здесь происходит переход от начального обучения к систематическому изложению наук; что резко возрастает сложность и объём изучаемого материала; что старых учебных приёмов, которые оправдывали себя в начальной школе, становится недостаточно и требуется помочь школьнику овладеть новыми приёмами, позволяющими усваивать всё больший и больший объём информации.

Но оказалось, что в приведённом примере была совсем другая причина. Это неумение школьника регулировать собственное поведение. Иными словами, недостаточно развитое умение управлять своим поведением препятствует полноценному формированию учебной деятельности и, как следствие, успешному обучению.

Случай этот не столь редкий, к сожалению. Он встречается и у пятиклассников и у более старших ребят. (Примеры из практики )

Следовательно, чтобы школьник легко и успешно учился, надо научить его учиться – то есть научить организовывать не только свою внутреннюю умственную деятельность (в процессе которой и происходит усвоение новых знаний), но и своё поведение (чтобы внутренняя умственная работа проходила как можно более успешно).

Что же может учитель посоветовать родителям, если их сын или дочь не могут усадить себя за уроки? На этот вопрос можно ответить только так: предстоит долгая и нелёгкая работа по формированию у школьника качества произвольности – умение управлять собственным поведением, чтобы человек стал хозяином своих желаний, а не наоборот.

1) Лото, шашки, домино и т. п. игры, где играющий должен поддерживать произвольное внимание.

2) Очень полезно бывает для ребёнка выполнять какое-то дело вместе с взрослыми. Какое именно – не так уж важно. Необходимо только, чтобы это дело выполнялось быстро, весело, без предварительной раскачки, и без томительных пауз. Можно вместе убирать посуду: взрослый моет, ребёнок вытирает; читать книгу - страницу взрослый, страницу он; что-нибудь прилаживать или чинить - папа работает, а ребёнок подаёт ему гвозди, молоток, отвёртку.

Пусть на первых порах посуда будет плохо вытерта, а книгу придётся читать совсем не интересную для старших. Ничего страшного. Зато в ходе такой совместной работы школьник приобретает умение сосредоточиться на выполняемом деле.

Важно также выработать у ребёнка привычку быстро переключаться с одного дела на другое.

Если его зовут кушать, он должен немедленно прекратить свои дела и идти к столу.

Конечно, ребёнок есть ребёнок. И деловитость не может быть основной чертой школьника. Не надо требовать, чтобы он всё время ходил "по струнке". Пусть у него обязательно будет свободное время, когда школьник предоставлен самому себе и никто его не "регулирует". Но очень важно приучить детей отделять свободное время от времени, когда он занят чем-то серьёзным, не путать дело с игрой, не превращать одно в другое.

Вспомните, когда ваши дети были дошколятами. Сколько раз приходилось видеть, как, сев за стол, ребёнок не столько ест, сколько строит из каши на тарелке какие-то домики и фигурки. А родители не обращают на это внимания. Пришёл с прогулки, начал снимать сапожки – и пошёл скакать на одной ноге по комнате: ах, как смешно болтается полуснятый сапог. Пошёл в ванную мыть руки и заигрался с зубными щётками. Родители не должны быть пассивными наблюдателями таких сцен. Иначе то же самое будет твориться и потом во время занятий, когда станет школьником.

Надо приучить ребёнка всё необходимое делать с первого же напоминания, ни на что не отвлекаясь.

3) По мере взросления школьника можно ему давать самостоятельные поручения, а потом эти поручения постепенно перевести в постоянные обязанности. Он может ходить за хлебом или газетой, подметать пол, водить в детский сад младшего братишку или сестрёнку, в более старшем возрасте – чинить перегоревший утюг, поправлять замок, убирать в доме, делать покупки в магазине, платить за квартиру и телефон, стирка, мытьё полов и многое другое.

Это помогает не только овладеть тем или иным умением, но и усвоить "взрослый" стиль жизни: браться за работу без промедлений, делать её не отвлекаясь, добросовестно.

Нельзя забывать о том, что умение управлять своим поведением – это целостное свойство личности, и выработать его в каком-то одном виде деятельности, например, только в учёбе, невозможно.

Не надо думать, что у школьника, кроме учёбы, не должно быть других обязанностей. Это обычное родительское заблуждение. Человек, который должен в течение дня сделать много дел, привыкает ценить время, заранее рассчитывать, когда и что он должен сделать. Он приступает к делу без проволочек и работает не отвлекаясь. Избыток свободного времени, напротив, приучает человека разбрасываться им.

Несколько слов о режиме занятий

Казалось бы, не всё ли равно, в какое время школьник готовит уроки, лишь бы задания были тщательно выполнены. Однако это далеко не так. Специальные обследования, проведённые среди учащихся всех ступеней обучения, показали, что, как правило, отличники и хорошие ученики имеют твёрдо установленное время для приготовления уроков и постоянно его придерживаются. И, напротив, среди слабых учеников много таких, которые занимались без режима. Это, конечно, не случайно. Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твёрдого режима занятий, без которых не могут быть достигнуты серьёзные успехи. Поначалу это требует определённых усилий со стороны школьника. Но постепенно вырабатывается привычка, и всё становится значительно проще. Кроме того, хорошо известно, что ученик, привыкший заниматься в одни и те же часы, не только чувствует приближение этого времени, но, более того, у него появляется к этому времени осознанное или неосознанное предрасположение к умственной работе. А это также очень важно. Чем старше школьник, тем более прочна у него привычка заниматься в одни и те же часы. Такие учащиеся приступают к работе быстро, без промедлений.

Надо сказать, что само слово "режим" почему-то пользуется нелюбовью у многих учеников. Ребята старших классов обычно уже умеют распределять своё время, и вмешательство взрослых тут требуется не так уж часто. А вот для младших и средних школьников твёрдый режим, установленный с помощью взрослых, может сыграть свою положительную роль.

Я не буду останавливаться на тех, других факторах, которые играют немаловажную роль в успешном обучении школьника (место для занятий, в каком порядке учить уроки, планирование домашних заданий, контроль и самооценка). Наверняка эти вопросы уже освещались в нашем лектории раньше.

А теперь перейдём к раскрытию последних задач. Третья задача – забота о воспитании чувства хозяина, гражданина, созидателя. Решается она, прежде всего, в процессе трудового воспитания.

В своей книге "Сердце отдаю детям" В.А.Сухомлинский писал:"Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает всё новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека. Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребёнок должен глубоко пережить это благородное чувство".

В школе эта задача частично решается на уроках технологии, через работу на монастырских полях, на пришкольном участке.

А вот дома!? Все ли вы, родители понимаете важность трудового воспитания и привлекаете своих детей к посильному труду? К сожалению, не все.

Четвёртая задача – забота о повышении общей культуры школьников, в частности, средствами эстетического воспитания.

В настоящее время в нашей стране в сферу эстетического воспитания (музыка, живопись, дизайн, хореография, художественные работы с металлом и деревом, керамика), как и в техническое творчество, вовлечено не более 10% школьников. Зарубежные и наши исследования установили, что качество выпускаемой продукции во многом зависит от эстетической развитости рабочего, инженера, техника. Именно поэтому регулятором эстетического воспитания в Японии, США, Германии стал экономический рынок. Поэтому в Японии отводится только на одно рисование до 12 часов в неделю, в США – 3 часа, а у нас 1 час в неделю с первого по шестой класс. Надо ли говорить о том, что буржуазия зря средств не швыряет на образование, а даёт рабочему ровно столько знаний, сколько может обеспечить конкуренцию и прибыль.

Эстетическое воспитание, общая культура молодого человека – это та почва, на котором строится духовно-нравственная жизнь людей.

Один мудрый старец сказал как-то: "Чего там мудрить с воспитанием. Всё очень просто - наполняйте душу ребёнка прекрасным – и он будет воспитан".

Здесь нельзя не согласиться с самим принципом – воспитывать на прекрасном, на высоком. Приобщать человека к сочинительству, к творчеству, к чтению и перечитыванию хороших книжек – это метод, и ещё какой!

Ребёнок не может развиваться без фантазии, без мечты, без трепетной нежности, которые заложены в художественном творчестве.

"…Ребёнок, - говорил В. Сухомлинский, - по своей природе пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Населяя окружающий мир фантастическими образами, создавая эти образы, дети открывают не только красоту, но и истину".

Одна из важнейших задач родителей и школьного образования – это воспитание ума.

Существует такая точка зрения о воспитывающем обучении, дескать, само обучение воспитывает, формирует личность. В известном смысле это так, ибо само содержание образования действительно является мощнейшим средством развития личности. Но всего лишь средством. В воспитании всё будет зависеть от того, кто и как пользуется этим средством.

Да, разумеется, если это средство правильно используется, если его освоение будет связано с развитием творческих задатков, с демократизацией жизни школы, с самовоспитанием и с самодеятельностью школьников.

Сегодняшний научно-технический прогресс не может быть выигран без школы. Доказано: эстетически развитой человек не способен производить продукцию плохого качества. А здоровье человека едва ли не главнейшая проблема наступившего века. И такого рода заболевания в детском возрасте, как ухудшение зрения, желудочно-кишечные, сердечно-сосудистые и нервные заболевания - результат зряшной, никчёмной загруженности детей. Толочь воду в ступе никто не пробовал. А дети выносят всё. Несомненно, что всё это отрицательно сказывается на способах освоения знаний.

Отсюда вытекает шестая задача – забота об экологическом воспитании.

"Экология детства" - термин этот возник не так давно. Дети неотделимы от природы. Вырвать их из её лона, заключив в асфальт, бетон, захламленные программы и учебники, - значит погубить их энергию, силу, юность.

Дети тянутся к игре, к состязаниям не потому, что в них заложены разрушительные инстинкты, а потому, что это их естественное состояние роста.

Ребёнок является частью природы, поэтому и воспитание его должно быть предельно приближено к природе, воздуху, траве, движениям.

Все усилия взрослых (родителей, учителей) направлены на крохотную часть человеческого организма – на мозг. Мы пичкаем ребёнка книжками, музыкальными звуками, красками, прививаем манеры – всё это в отрыве от живой природы лишь уродует человеческую личность, высушивает её жизненные силы, уничтожает сопротивляемость организма и то, что заложено в самом существе детскости.

В общении с детьми всегда должны перекрещиваться, если можно так сказать, два начала: духовно-творческое, идущее от культуры, и экологическое, идущее от природы.

Зелёные холмы, сочная поросль, бархатистость полей, тёплая земля, шершавость стволов, звенящие ручьи, ясное небо, счастливые песни – всё это, оказывается, имеет прямое отношение к воспитанию. Всё это соединяется с детской душой, является частью её жизни.

Детское сердце нуждается в одухотворении не только силами природы, но и силами культуры.

Игра на вольном просторе обнаружила самое разное в детях, их живую пытливость, ловкость и сноровку, раскованность и бесстрашие, нежность и беспощадность. Они состязались в благородстве. Здесь не было скидок на возраст, разум, на силу или слабость, здесь властвовал закон игры: вольный, справедливый.

"Детские годы, тот возраст, который мы, взрослые, считаем возрастом беззаботной радости, игры, сказки, - это истоки жизненного идеала. Именно в это время закладываются корни гражданственности. От того, что открылось ребёнку в окружающем мире в годы детства, что его изумило и восхитило, что возмутило и заставило плакать – не от личной обиды, а от переживания за судьбу других, - от этого зависит, каким гражданином будет наш воспитанник. Перед взором ребёнка открывается многогранный мир с его противоречиями и сложностями, в нём дети видят красоту и уродство, счастье и горе. Всё, что происходит в окружающем мире, всё, чем жили люди в прошлом и чем живут сейчас, дети разделяют на добро и зло. Чтобы заложить в годы детства основу человечности и гражданственности, надо дать ребёнку правильное видение добра и зла". (В. А. Сухомлинский)

Тема сегодняшнего лектория очень актуальна. Она касается как педагогов, работающих в школе с детьми, так и родителей.

Воспитание тех качеств личности ребёнка, о которых я говорила, несомненно, будет способствовать более успешному усвоению школьных программ.

Создание в классе и дома спокойной обстановки, доброжелательность и взаимопомощь – тоже необходимые слагаемые успеха. Дети раскованны, свободны, никакого страха в ожидании вызова, работают активно и с удовольствием, потому что внимание учителя сосредоточено не на ошибках и промахах, а на удачах и победах, пусть самых маленьких.

Именно такие уроки сотрудничества, на которых у всех всё получается, и рождают чувство успеха в учении, желание и готовность решать всё более трудные задачи, идти вперёд по дороге познания.

Это в идеале. А в обычной школьной жизни много нюансов, мешающих плодотворному сотрудничеству учителя и ученика. (Примеры из практики )

Конечно, проблема умения учиться очень сложна. Возникает она с момента поступления ребёнка в школу и часто сохраняется вплоть до старших классов. В качестве задачи совершенствовать свои учебные навыки она не снимается в течение всего времени, пока человек учится.


© Все права защищены

Инструкция

В детях с самого раннего возраста уже заложена способность изучать мир. На протяжении всего периода от рождения (и даже немного раньше) до более взрослого возраста, ребенок познает окружающий мир. Ребенок учится постоянно. Пользоваться руками и ногами, держать предметы, говорить, подавать эмоциональные сигналы и т.д. В общем, до момента, когда человек идет в школу, он уже профессионал в обучении. Но что же происходит с ним, когда он начинает учиться в школе? И почему умные детки приходя в школу не могут учиться сразу на 5? И как сделать так, чтобы дети любили учиться?

Итак, ваш ребенок идет в школу. Первое, что надо сделать - это оборудовать ему место. Оно должно быть удобным и нравится ребенку. Но кроме этого, на этом месте не должно быть ничего лишнего. Проверьте, удобно ли сидеть за столом, достают ли ноги ребенка до пола, хорошо ли оно освещено и т.д. Приготовьте стул для родителя.

Теперь можно заняться самой учебой. Хвалите вашего ребенка за успехи. Возьмите себе за правило заниматься вместе с ребенком. Это не означает, что вы будете делать задания вместо него. Это означает, что вы будете для него поддержкой в процессе учебы. Первое правило - дети в начальных классах нуждаются в похвале. И если их хвалить за их учебные достижения, то они будут стараться получить эту похвалу от родителей. Никогда не оставайтесь равнодушными к тому, что ваш ребенок делится своими достижениями. Всегда показывайте ему, как вы рады за него. Ему это важно. Хвалите ребенка за успехи. А как же быть с уже "испорченными детьми"? Вам потребуется немного терпения. И об этом следующий шаг.

Не ругайте ребенка за плохую учебу. Допустим, ребенок принес двойку. Поговорите с ним и выясните, почему он ее получил. Важно ребенка не обвинять, а действительно разобраться в ситуации. Возможно, он что-то не понял в теме и тогда надо объяснить эту тему еще раз. Разобраться, почему получена двойка, найти решение и договориться на будущее, что вы будете совместно решать сложные вопросы. И потом - хвалить за каждое самое маленькое достижение. Но похвала не должна быть пустой. Ребенок должен сам понимать, что его хвалят за вот это небольшое достижение.

В самом начале у детей мало усидчивости. Поэтому занятия дома должны быть короткими. В самом начале лучше, если это будет минут 15. Понаблюдайте за вашим ребенком - сколько времени он может концентрировать внимание на занятии, затем сократите это время на несколько минут.

Учитесь весело и увлекательно. Заканчивайте занятия на интересе или победе. Ваши занятия должны быть интересными для ребенка. Зубрежка и не принесут ребенку интереса к учебе. На каждом вашем домашнем занятии ребенку должно быть интересно. Тогда и во взрослую жизнь он перенесет интерес к исследовательской и обучающей деятельности.

Интересуйтесь и замечайте для себя достижения вашего ребенка. Если вам самим интересно, то и вашему ребенку будет интересно. Передавайте ему эмоциональное ощущение интереса к познанию нового.

Читайте также: