Советы о том как нужно читать. Как правильно читать, а также делать это максимально быстро

Как часто вы читаете? Есть ли у вас уже привычка читать каждый день? Если есть, то вы молодец, если нет, то приобретайте эту привычку. Книги открывают дверь в фантастический мир. Каждая правильная книга содержит в себе огромное количество информации, что-то вы можете увидеть сразу, что-то вы поймете со временем. Что-то откроется только при втором или третьем прочтении. Но когда речь идет том, читать или не читать в принципе, сложно говорить о прочтении книги еще и на два раза.

Прочтение на два раза

Чтение книг на два раза я открыл для себя в 30 лет, это была книга «Война и мир». Первый раз я ее прочитал после института, а потом еще раз через 8 лет, и книга открылась мне в совершенно другом свете. Суть книги я помнил, и когда начал читать на второй раз, мое внимание начало улавливать очень мелкие детали, на которые я просто не обратил свое внимание, это было что-то. После этого я жадно перечитал трилогию о д’Артаньяне и трех мушкетерах, приключения графа Монте-Кристо Александра Дюма, а потом… Потом началась работа, забросил чтение еще на 8 лет.

В 38 настало время читать профессиональную литературу, это уже было сложнее, к ней я не мог применить техники двойного прочтения, огромное количество информации, которое нелегко было и на один раз прочитать. Начал искать пути ускорения чтения, т.к. количество книг, копившиеся к прочтению, начало прибывать с намного большей скоростью, чем я читал.

Тогда я стал изучать всевозможные техники скорочтения, заявленного результата не получил ни от одной техники, просто не хватило, видимо, усердия проделать все упражнения до конца. Они были слишком непонятные и скучные, но при этом у меня получилось в три раза увеличить скорость чтения.

После этого книги стали прочитываться быстро, но я понимал, что после прочтения где-то через полгода в голове оставалось не более 10-15% прочитанной информации, меня это не устроило, и я начал искать такой способ, чтобы можно было после первого прочтения оставлять все у себя в голове. Всего получилось 3 шага.

Шаг 1: определить книги

Необходимо определить книги, которые вам нужно изучить (ищите книги, которые рекомендуют к прочтению большинство, можете взять в этом списке). Определите последовательность, в которой вы будете читать эти книги.

Шаг 2: подготовка

Берите первую книгу и подготовьтесь к чтению:

  • очень внимательно прочитайте оглавление (полностью все названия глав и подзаголовков);
  • просканируйте книгу (пролистайте книгу и пробегитесь по каждой странице, по каждому абзацу, не вчитываясь в текст, просто как кистью пробегитесь по написанному, следите, чтобы в момент сканирования, ваши мысли были здесь и сейчас, а не думали о том, куда бы вам поехать летом).

Шаг 3: «загрузка»

Это самый главный шаг. Начинайте читать по 1 абзацу, после прочтения каждого абзаца пишите на полях, что вы поняли, кратко, но вдумчиво и полностью по всему абзацу. Писать необходимо ручкой и понятно, чтобы можно было потом легко это прочитать (со временем вы сможете свои мысли выписывать по каждой странице, но начинайте с 1 абзаца).

Читайте по 30-60 минут в день и выписывайте все своим мысли на полях. Если вы умеете составлять майнд-карту, то возьмите для этого лист формата А3 и отражайте в ней те озарения, которые вы получили во время чтения.

На следующий день перед продолжением чтения, пробегитесь по своим записям с самого начала книги (именно для этого записи должны быть четкими и понятными, чтобы у вас заняло минимум времени такое повторение). Таким образом, каждый раз вы будете повторять книгу с самого начала, но уже без воды, а только то, что важно для вас, и тогда это запомнится очень хорошо и надолго. Плюс таким же образом прорабатывайте майнд-карту, что поможет вам заложить в голову всю полезную информацию еще и через визуальные образы.

По такой технологии я прорабатываю по 20-30 страниц в день, т.е. за месяц – одну-три хороших книги, при этом информация настолько хорошо впечатывается, что даже если мне хочется какую-то мысль уточнить, я легко вспоминаю, примерно на какой странице я об этом читал.

Шаг 4: делитесь прочитанным

Это уже по желанию – рассказывайте о том, что прочитали, делитесь с друзьями, с родными, так вы еще лучше закрепите материал.

Берегите свое время, читайте книги правильно, это вам поможет.

Еще больше о мышлении, коучинге и инструментах
для достижения любых целей ты сможешь узнать на 7-недельном онлайн тренинге
Ицхака Пинтосевича “ “.

Н. Л. Лейзеров

«Чтение книг... сделалось моим главным занятием и единственным наслаждением», – отмечал в одном из писем шестнадцатилетний юноша Николай Александрович Добролюбов, будущий русский критик и мыслитель. Еще мальчиком Николай Александрович завел специальные тетради, «реестры», куда «вносил названия прочитанных книг, их оценки, отдельные критические замечания. Выбор книг для чтения молодого Добролюбова – поражает широтой и целенаправленностью. Желая познать жизнь, разобраться в своих мыслях и чувствах, юноша всегда обращался к художественной литературе.
Для лучшего понимания литературного произведения всегда надо учитывать его родовые и жанровые признаки. Существуют три основных рода литературы: лирика, эпос и драма . К произведениям первого рода относятся преимущественно разные виды стихотворений; главные виды драматических произведений – трагедия, драма, комедия, а эпических – роман, повесть, рассказ, очерк.
В лирическом произведении передаются чувства, настроения, мысли, и жизнь предстает перед читателем исключительно через переживания писателя или изображенного им героя. В каждом стихотворении прежде всего и надо искать эти выражения внутренней жизни люден, переданные поэтом. Основные жанры лирики: пейзажная лирика, в которой выражено отношение поэтов к природе, например, «Утес» М. Ю. Лермонтова, «К морю» А. С. Пушкина, «Несжатая полоса» Н. Л. Некрасова и др.; к общественно-политической лирике относятся такие стихотворения, как «Завещание» Т. Г. Шевченко, «Поэт и гражданин» Н. А. Некрасова, «Стихи о советском паспорте» В. В. Маяковского и др., в которых находит свое воплощение понимание поэтами современной им общественной жизни; в любовной лирике передаются чувства и переживания, связанные с личной жизнью человека, например, «Я помню чудное мгновенье» А. С. Пушкина, «И кто его знает» М. В. Исаковского и др.; философская лирика передает размышления о смысле человеческой жизни: «Брожу ли я вдоль улиц шумных» А. С. Пушкина, «Дума» М. Ю. Лермонтова, «Товарищу Нетте» В. В. Маяковского и др.
Стихотворения рекомендуется читать вслух. «Подобно тому как красота цветов раскрывается лишь в зелени листвы, так и стихи обретают свою силу только в мастерском чтении» (Рабиндранат Тагор).
К драматическому роду литературы относятся произведения, предназначенные, как правило, для исполнения на сцене. Авторский замысел в них раскрывается через слова и поступки действующих лиц.
В драматических произведениях действуют и противодействуют определенные лица (персонажи). В зависимости от характера конфликта между ними драматические произведения подразделяются на три вида. В конфликте трагедии заложены условия неминуемой гибели одной из борющихся сторон («Гамлет» В. Шекспира, «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского и др.); конфликты в драме вызывают тяжелые переживания сталкивающихся сил («Гроза» A. Н. Островского, «Любовь Яровая» К. Тренева и др.); в комедии конфликты способствуют высмеиванию отсталого, отживающего, ненужного в жизни («Тартюф, или Обманщик» Мольера, «Свои люди, сочтемся» А. Н. Островского и др.).
Главное при чтении драматических произведений – правильно понять смысл конфликта, на котором построено произведение, а для этого необходимо иметь хотя бы общее представление об особенностях композиции пьес.
Романы, повести, рассказы в теории литературы принято называть эпическими произведениями (от греческого слова, означающего «рассказ»). В эпосе жизнь отражается в повествовании о человеке и событиях, в которых он участвовал, о его поведении и переживании в различных обстоятельствах, о его отношении к различным явлениям жизни и другим людям.
В рассказах чаще всего повествуется об одном каком-нибудь случае, одном событии из жизни людей. На этих единичных примерах авторы стремятся показать столкновения характеров, взглядов, страстей. Каждый рассказ – новое знакомство, как бы неожиданная встреча с разными типами людей, полезное путешествие по жизни, материал для раздумий и выводов. Для понимания того, что хотел сказать своим рассказом автор, особенно важна его концовка (развязка).
Наиболее сложный вид повествовательных произведений – роман . Здесь, в отличие от рассказа и повести, обычно много действующих лиц, чьи судьбы и интересы сталкиваются и переплетаются. Человеческая жизнь предстает перед читателем романа во всей своей сложности и противоречивости. Таковы, например, романы И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, Ч. Диккенса, В. Гюго и многих других писателей. Романы подразделяются по своей тематике на социальные, исторические, семейно-бытовые, философские, научно-фантастические, приключенческие и другие, однако не всегда легко укладывать романы в рамки перечисленных видов.
От эпизода к эпизоду, от действия к действию предстает перед читателем жизнь героев книг. Она проходит перед нами в виде подвижных, связанных между собой картин, нарисованных при помощи слова. Желая составить полное впечатление от прочитанного, мы должны внимательно всмотреться во все детали картин, оценить и понять их с точки зрения целого произведения. Только тогда нам будет ясна, например, неразрывная связь весеннего донского пейзажа с судьбой Андрея Соколова, героя рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека», только тогда будет понятно каждое слово, каждый поступок героя.
Лишь в результате внимательного чтения перед нами начинает постепенно вырисовываться и раскрываться идейно-тематическая основа произведения, т. е. круг явлений жизни, отобранный и оцененный автором с позиций определенного мировоззрения. Нет ничего хуже легкого, бездумного прочитывания, когда читатель следит лишь за общим развитием событий в книге. Такой читатель, как правило, не обращает внимания на подробности, на пейзаж, на внутренние монологи героев, на авторские отступления.
В литературном произведении взаимосвязано все: слова, картины, характеры, события и стоящие за ними мысли автора. А раз так, то, анализируя произведения, мы должны понимать все, что хотел сказать автор, живо представлять и уяснять смысл воспроизведенных художником картин жизни.
Каждому из вас предстоит прочитать в своей жизни тысячи книг. Трудно сохранить впечатления от каждой из них. Поэтому рекомендуется, прочитав книгу продумать ее, сравнить поведение героев со своим собственным, записать свои впечатления в специальный литературный дневник . В него можно записывать также отдельные запомнившиеся вам отрывки книги, особенно понравившиеся стихотворения и т. п.
Но знать, как приступить к чтению художественного произведения и как читать его, – недостаточно. Надо уметь выбрать книгу . Умение читать как умение разбираться в прочитанном дается не сразу, оно приходит с годами в процессе регулярного и систематического чтения, ставшего необходимейшей потребностью человека, приходит в результате изучения литературы и обогащения жизненного опыта.
В очерке «Как я учился» Максим Горький пишет, что читать сознательно художественную литературу он начал с четырнадцати лет. Под сознательным чтением Горький понимал умение разбираться в развитии изображаемых автором событий, в характере действующих лиц, красоте описаний, а главное – в умении понять цели писателя и критически сравнить то, что говорит книга, с тем, что внушает жизнь.
Для того чтобы чтение было осмысленным и сознательным , необходима так называемая культура чтения , требующая соблюдения некоторых правил.
Прежде всего это тщательный выбор круга чтения. Очень хорошо заранее наметить список книг для чтения на избранную тему, посоветовавшись с преподавателем литературы или библиотекарем. Само собой разумеется, что выбор книг зависит от темы, которой интересуется читатель.
Когда список книг по теме готов, надо позаботиться о справочной и дополнительной литературе .
Наше чтение лишь тогда станет по-настоящему сознательным, когда мы будем иметь достаточное представление о жизни, отраженной в художественном произведении, получим хотя бы элементарные сведения об авторе. Для этих целей в книгах помещается предисловие или послесловие, словари непонятных слов и комментарии. Однако пытливого читателя подчас не удовлетворяет справочный аппарат книги, не говоря уже о том, что его может вовсе не оказаться в издании, которым нам приходится пользоваться. Правильнее всего поэтому наряду со списком художественных произведений наметить список дополнительной научно-популярной и критической литературы.
Прочитав книгу, надо разобраться в том, что хотел сказать автор своим произведением, какие художественные средства он использовал, воплощая свой замысел.
Закрыв книгу, мы должны всегда иметь представление о своем отношении к прочитанному . Таким образом, культура чтения вплотную подводит к умению самостоятельно разбирать литературное произведение, к этому же подводит и школьное изучение литературы. Читая самостоятельно, необходимо использовать полученные на уроках знания.
Уже изучая литературу в школе, мы начинаем понимать, что нет и не может быть готовой схемы анализа литературного произведения. Характер анализа, как правило, подсказывается особенностями разбираемого произведения, его родовыми и жанровыми признаками.
Чтение литературных произведений – стихотворений, пьес, повестей, романов и других – совершенствует наше чувство восприятия прекрасного в действительности и произведениях искусства, обогащает знанием человеческом психологии, воспитывает наши характеры.
Усилия, потраченные на чтение и усвоение художественно ценных произведений, приносят громадную пользу всестороннему духовному развитию человека.

Право решать, когда именно обратиться с мольбой к святому защитнику, дано каждому человеку. По мнению священнослужителей, делать это необходимо по зову сердца. Многие верующие интересуются , как правильно читать акафисты дома, есть ли запреты делать это во время поста. На этот счет имеются строго определенные рекомендации. По благословению священника вполне допустимо обращаться к святым не только в стенах храма, но и дома.

Акафисты в православии

Прежде всего необходимо понять, что такое акафист и когда его читают. В традиции православного христианского богослужения имеется несколько разновидностей молитвенных последований. Наиболее древними и традиционными из них считаются каноны. В 19 - 20 веках большое распространение получили и другие виды прославляющих песнопений - акафисты.

Акафистом принято называть особую поэтическую форму, хвалебное песнопение в честь Иисуса, Матери Божией или святых. По своей форме и сути эти песнопения весьма близки к более древним кондакам.

Каждый акафист включает в себя 25 песен: основной кондак, за которым последовательно расположены 12 кондаков (хвалебных песен), чередующихся с 12 икосами (пространными песнями). Все песни расположены по порядку букв в греческом алфавите. Первый кондак и все икосы заканчиваются припевом «Радуйся!», а все кондаки - припевом «Аллилуия». Традиционно последний кондак обращен к тому, кому посвящен весь гимн, и читается трижды подряд.

Слово «акафист» в переводе с древнегреческого означает «неседальное пение». Это торжественное песнопение допустимо исполнять только стоя.

Когда следует читать

Эти торжественные гимны не относятся к категории обязательных богослужебных чинов. Исключением является лишь Акафист Пресвятой Богородице «Взбранной Воеводе…»

Обращаться к Божией Матери и святым угодникам Божиим можно, призывая помощь в следующих ситуациях:

  1. Произносить хвалебную оду следует в те моменты, когда очень тяжело на душе. Эта священная песнь поможет наполнить душу радостью и гармонией.
  2. Можно молиться , уповая на помощь святых в мирских делах.
  3. Если в душу закрадываются сомнения, а посоветоваться с клириком нет возможности, можно прочесть самостоятельно хвалебную песнь. Это поможет отбросить сомнения и приобрести уверенность в себе и в Божией помощи.
  4. С помощью чтения акафиста можно исцелять физические и душевные недуги. Очень важно при этом твердо верить в помощь Небес.

Чтение в домашних условиях

Часто женщины задают вопросы, возможно ли чтение акафистов во время критических дней. Никаких запретов на эту тему не существует и можно без сомнений обращаться к Небесам, если возникла душевная потребность.

Порядок чтения

Во время домашнего чтения начало и окончание молитв бывает обычным. Можно читать акафист или канон после утренних или вечерних правил или перед молитвой «Достойно есть…».

При чтении отдельно от утреннего или вечернего моления вначале произносится определенная последовательность молитв, затем читается Псалом 50 и Символ Веры.

Чтение же самого акафиста происходит в определенной последовательности . Кондак 13 повторяется три раза подряд, сразу же после него произносится икос 1, за ним следует 1 кондак.

По завершении чтения возносятся определенные молитвы. Найти их тексты и последовательность можно в любом молитвослове.

При чтении можно столкнуться с некоторыми общепринятыми в православной литературе сокращениями:

  1. Если написано «Слава:» или «Троичен:», следует произносить «Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху».
  2. Вместо слов «И ныне» или «Богородичен» произносятся слова «И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь».
  3. Сокращение «Сла́ва, и ны́не:» принято понимать как последовательное сочетание этих двух возгласов.

Какие песнопения выбрать в житейских нуждах

В каждой житейской нужде (на всякую потребу) можно прибегать к помощи определенных Святых или Иконы Божией Матери.

Обращения к Пресвятой Богородице

Акафисты разным святым

Существует перечень молитвенных прославляющих песнопений, позволяющих обратиться к святым во всякой нужде и житейской скорби:

В православной традиции принято Акафист Ангелу-хранителю читать по понедельникам. Почему выбран именно этот день, известно далеко не всем. В Церкви первый день недели считается днем Ангела. Обращение к своему ангелу-хранителю именно в этот день поможет благополучно прожить всю неделю.

Это далеко не полный перечень торжественных церковных песнопений. Если в праздничный день читается канон и акафист одному и тому же празднику или иконе, начинать чтение акафиста следует после шестой песни канона вместо приведенных там кондака и икоса.

Казалось бы, что сложного в чтении? Читать каждый из нас умеет лет с пяти, и до сих пор неплохо справлялся с разной сложности произведениями. Однако не все так очевидно, как кажется на первый взгляд. Замечали когда-нибудь, что даже, если книга была интересной, вы все равно не можете вспомнить имя главного героя через пару дней после прочтения?

Умение читать – это не только складывание букв в слова, это постижение смысла прочитанного. Вне зависимости от того, что вы читаете – научную книгу, художественное произведение или статью в интернете. Поэтому эффективному чтению нужно учиться. Мы предлагаем вам 10 советов о том, как правильно читать книги, чтобы получать тот эффект, на который вы рассчитываете.

  1. Не старайтесь объять необъятное

Часто случается так, что радостно купив несколько книг, мы ставим их на полку и так никогда и не открываем. А потом покупаем все новые и новые книги в красивых обложках, пополняя бесконечный список непрочитанного. Как правильно читать книги? Не покупайте сразу много. Возьмите лучше одну или две и прочтите их, наконец. И не обманывайте себя, покупая дорогие альбомы с качественными иллюстрациями – практика показывает, что у большинства людей такие книги бессмысленно пылятся на полках, оставаясь невостребованными.

  1. Дочитывать скучную книгу совсем не обязательно

Кто-то считает, что не дочитать начатую книгу – плохая примета. Некоторые думают, что это неуважение к автору. Но в мире так много интересного! Не тратьте время на то, что вам не нравится – это только уменьшит вашу мотивацию к чтению. Дайте книге, например, 50 страниц. Или 70. Если во вкус вы так и не вошли, отложите эту и возьмите другую.

  1. Подготовьтесь к чтению

Всегда важно знать, кто пишет книгу, о чем и почему. Даже, если это бульварный детектив. Не ленитесь и прочтите информацию об авторе, аннотацию, пару рецензий. Если это специализированная литература, не лишним будет изучить содержание и послесловие – там обычно подводятся итоги и делаются выводы, что поможет вам решить, нужна ли вам представленная в книге информация.

  1. Не любить бумажные книги – это нормально

Не всем нравятся бумажные книги. Нелюбовь к книгам и чтению – вовне не показатель низкого интеллекта. Существует много альтернативных форматов, например, книгу всегда можно послушать (аудиокниги). Предпочтение также можно отдать статьям, кодкастам, тематическим рассылкам.

  1. Пользуйтесь при чтении простым карандашом

Хотите узнать, как правильно читать книги? Главное правило – пользуйтесь при чтении простым карандашом. Об этом говорят еще в школе, но не все следуют советам учителей литературы. Когда вы «читаете с карандашом», процесс проходит более вдумчиво и эффективно. Вы подчеркиваете понравившиеся вам мысли, комментируете что-то на полях, как бы беседуя с автором, а не просто проглатывая его монолог. И таким образом пропускаете текст через себя, выделяя самое главное, интересное и полезное.

  1. Читать меньше 30-40 страниц за раз бессмысленно

30-40 страниц – это примерно глава. Глава – это более-менее законченная мысль. Если вы прочитываете 5-10 страниц и прерываетесь, то теряете логику повествования, и остаток главы может стать для вас менее понятным. Старайтесь читать хотя бы 40 страниц за раз – это поможет не только прочитать книгу, прежде чем она вам наскучит, но и максимально глубоко понять ее.

  1. Не зацикливайтесь на одном жанре

Вам нравятся детективы? Отлично, но не стоит читать сразу 10 штук. Потому что первая пара книг принесет вам удовольствие, а остальные покажутся пресными, потому что вы пресытитесь однообразием сюжетов. Предпочитаете научную литературу? Книги по бизнесу или психологии? Чередуйте их с фантастикой или биографиями известных людей. Это не только разнообразит процесс чтения и расширит ваш кругозор, но и не даст вам устать от одного жанра, пусть даже самого любимого.

  1. Делитесь впечатлениями

Лучший способ сформулировать свое мнение о книге – написать об этом. Для этого подойдет и специальный блог, и аккаунт в любой соцсети. В написании собственной рецензии вам как раз помогут любимые цитаты и комментарии на полях. Вы еще раз оцените произведение, вспомните свои впечатления, разовьете их – это поможет вам лучше запомнить прочитанное, да и обсуждать книгу с другими читателями также весьма приятно. А еще – вы никогда не забудете, что и когда читали. В конце года интересно подвести итоги.

Из этого правила вытекает следующее:

  1. Вы всегда можете перечитать свои рецензии

Чтобы вспомнить детали книги или свои эмоции в момент чтения, например. Особенно это применимо к научной литературе.

  1. Обсуждайте прочитанное

Дискуссия – это не только способ глубже понять автора, но и прекрасная возможность научиться грамотно и аргументированно формулировать свои мысли. Вполне возможно, что после обсуждения книги вы откроете в ней нечто новое, на что вы сами не обратили внимания.

Знаете почему из любознательных, одарённых и неунывающих почемучек-детей, вырастают люди, ненавидящие читать? Вы можете назвать мне с десяток причин, от которых будет веять тоской и сидением на интернет-форумах. Не надо. Я расскажу вам простой секрет. Он не имеет ничего общего с техниками скорочтения и прочими диагоналями.

Читать их заставило грязное побуждение, не имеющее ничего общего с радостью — привычка к перфекционизму. Помните того мальчика из воскресной школы, которую посещал и Том Сойер? Мальчика, который выучил наизусть весь молитвенник, чтобы отличиться перед злым учителем с розгой, и сразу же сошёл с ума? Мы не о таком чтении книги. Мы о чтении, приносящем Радость.

У нас никак не могут научиться получать радость от жизни, уже не говоря о чтении. Прежде чем рассказать Вам секрет, отвлекусь в сторону и приведу пример в тему.

Один человек рассказывал реальную историю, приключившуюся с ним в одном кафе. Как-то, зайдя в некий общепит, он сел за столик, заказал что-то и в ожидании заказа стал читать книжку. И тут же поймал на себе неодобрительный взгляд барменши. Взгляд этот становился всё более неодобрительным, пока наконец барменшу не прорвало. Она подошла к прямо к столику и сказала следующее: «Мужчина, у нас не читают». (Типа как «у нас не курят»). В ответ на недоуменное «Почему?» она, немного помявшись и явно пытаясь сформулировать впервые свои не осознаваемые дотоле импульсы, ответила, что кафе — это место отдыха. Отдыха, понимаете — уточнила дама. Люди сюда приходят расслабиться, а Вы … читаете!

Что же происходит со всеми этими людьми? А вот теперь — открываю секрет.

Читать книги нужно правильно: «с пятого на десятое». Перескакивая главы и пролистывая скучные описания. Начинать и бросать. Хаотично разбрасывать вокруг себя десятки книжек и читать пять одновременно. Забывать автора и имена персонажей. Пробовать всё на вкус и перебирать варианты. Так делают дети, которых всеми силами и с применением угроз пытаются от этого безобразия отучить. В итоге вырастают круглые отличники, при первой же удобной возможности хватающие Космополитен, как как больной кислородную подушку.

Некоторые родители, не доверяют своим чадам. Тогда они, желая, чтобы книга усвоилась-таки целиком, берут на себя нелёгкий труд и, надрывая связки, (иногда по очереди) читают ребёнку вслух. Это как кормить насильно политзаключённого, объявившего в камере голодовку.

А результат? Ребёнок всё равно «отключается» на каком-то этапе, начиная вдруг грезить о своём. В сознании в этот момент звучит лишь монотонный голос родителя, а сам ребёнок чувствует себя девочкой Элли, попавшей в самый центр макового поля.

Книгу не усвоишь всю и с первого раза. И с тридцатого — не усвоишь. На то она и Книга — то есть, предмет сакральный. Она полностью отвечает закону, сформулированному Ле-Цзы:

«Ничто в целом мире нельзя использовать сполна».

Вместо того, чтобы впихивать в дитятю всю книгу «от доски до доски», детей нужно учить перечитывать.

А для того, чтобы у ребёнка возникло такое желание, ребёнок должен полюбить книгу. Вначале не книгу, а художественную речь, развёртываемый во времени сюжет, ведущий незнамо куда.

Есть периоды в раннем детстве, когда ребёнок сам начинает влюбляться в звучащий художественный текст — это когда он просит рассказывать ему одну и ту же сказку и строго поправляет рассказчика, если замечает отклонения от «канона». Ох, как это достаёт родителей!

Они хотят рассказать ему десять, нет, сто новых сказок — но дитя непреклонно — давай ту, любимую. Чего только не подозревают родители: от задержки умственного развития до изощренных издевательств.

А всё гораздо проще: у ребёнка есть любимая игрушка, и она ему дороже всех новых. Не надо каждый день подсовывать ему свежую модель танка, он должен научиться любить, научиться привязываться к одному, научиться постоянству и верности. И не только в мире материальных вещей.

Что касается сказки, то аналогия здесь прямая — ребёнок учится любить звучащий Текст, дискурс, вязь из мудрёных слов, слагающихся в целый мир. Ваша сказка — это код доступа в миры, неведомые Вам, но уже живущие в его воображении. Чтобы туда войти, ребёнку нужно услышать привычные позывные: «Жила-была одна бедная женщина и была у неё дочка…». Не обесценивайте Слово в глазах маленького человека, меняя сказки как перчатки, потому что Вам «уже надоело в сотый раз рассказывать одно и тоже».

Чтобы начать перечитывать книгу, ребёнок должен полюбить её. Тот, кто впихивает в детей чтение, как остывший борщ, тот…

не знает Пути…

Кто встал на цыпочки — долго не простоит,

Кто широко шагает — далеко не уйдёт.

Кто рвётся вперёд — славы не стяжает.

Для Пути — это только «лишнее угощение», «напрасное хождение».

Для людей это только повод для ненависти.

Так говорит даосская мудрость. Познакомлю Вас и с комментарием, для усиления эффекта.

Гладенькое в художественном переводе «напрасное угощение», в дословном подстрочном переводе звучит как «объедки». Объедками называли в Китае не съеденную сразу после приготовления пищу. Она считалась «не подходящей» для принесения жертвы духам, потому что вредила человеческому здоровью. А приносить духам нужно было только самое лучшее.

Дети испытывают отвращение к чтению из-за тщеславия родителей, которое замечательно описал Лао-цзы. «Стремясь угодить своему честолюбию, люди наполняют свою жизнь тщетой мыслей и чувств. Результаты такой жизни оказываются прямо противоположными ожиданиям».

Читайте также: