Полигамия и моногамия. Что такое полигамия Моногамия полиандрия полигамия

Многие из вас, скорее всего, уверенны, что многомужество – это всего лишь миф и выдумка, которую придумали ярые феминистки в отместку распространенному в мире многоженству.

Вы будите очень удивлены, когда узнаете, что женская форма полигамии действительно существует, хотя встречается она значительно реже. Ведь термин «полигамия» (многобрачие) включает в себя не только полигинию (многоженство), но и полиандрию, что обозначает многомужество.

Кстати, многие научные исследования доказывают, что женщины также полигамны, как и мужчины. В ходе научных исследований больше половины опрошенных женщин признались, что втайне мечтают испробовать себя в роли жрицы любви, а 45% мечтают о групповом сексе.

Брак по-тибетски

Чаще всего полиандрия встречается в Тибете, Гималаях и нескольких районах Южной Индии.


В Тибете полиандрия существует с давних времён, и объясняется она здесь не любвеобильностью женщин и не их дефицитом, а, прежде всего, экономическими причинами. Дело в том, что бедным семьям легче дать калым только за одну невесту, сделав её женой сразу для всех сыновей, и сохранив для них общий родительский кров. Поэтому самая главная причина многомужества в Тибете – возможность сохранить семейное имущество, раздел которого мог разорить многих тибетцев.

В таких семьях принято женить только старшего сына, который наследует всё семейное имущество, а младшие братья просто присоединяются к этому браку. Все братья вместе ведут хозяйство, а брачное ложе жены они посещают строго по очереди, оставляя в качестве предупредительного знака для остальных обувь возле двери. Кстати, связь свекра с невесткой в таких семьях тоже считается естественной. Вопрос об отцовстве в таких браках поднимается очень редко. Все дети имеют общую мать, которая их воспитывает, и все мальчики, также как и их отцы будут иметь общую жену.


Многомужество и безбрачие монахов в Тибете спровоцировали огромную конкуренцию между девушками и благосклонное отношение к внебрачным связям. Если незамужняя девушка забеременела, отец её будущего ребёнка обязан отработать в её семье две недели до и после рождения ребёнка, после чего родители дочери благодарят парня и отпускают его на все 4 стороны, а новорожденного причисляют к своим детям.

Многие молодые тибетки носят на шее специальный ожерелье из монет, каждая монета символизирует амурный подарок от её любовника. Если монет в ожерелье мало – это означает, что девушка не очень популярна среди мужчин, и шансы выйти замуж у неё очень незначительные. Роман с иностранцем ценится превыше всего, и обозначается в ожерелье коралловым шариком. Поэтому обладательницу нескольких коралловых шариков могут добиваться браться сразу из нескольких семей.


Многоженство по-непальски

Семьи, где все братья берут себе общую жену, встречается также в высокогорных районах Непала. Жесткий климат и дефицит плодородной земли приводит к тому, что делить земельные участки просто бессмысленно, поэтому все братья берут себе общую жену и продолжают жить все под одним кровом. Супругу выбирает старший брат, с которым и совершается брачный обряд. Отцом всех детей считается старший брат, также встречаются семьи, где отцовство ребёнка определяется по старшинству: отцом первого ребёнка считается самый старший брат, второго – младший и т. д.

Если благосостояние семьи растёт, братья могут брать себе вторую и третью общую жену, и тогда многомужество превращается в разновидность группового брака.

Многомужество в Южной Индии

Очень интересный вариант матриархального многомужества ещё совсем недавно встречался в Южной части Индии у касты наяров Малабарского берега. Местные семьи состояли из старшей дамы, её детей, внуков и правнуков, причем членами семьи считались только дети дочерей, а все потомки по мужской линии принадлежали их матерям. Каждая Женщина могла иметь здесь по 8-12 мужей, которых она выбирала из своей собственной или более высокой касты. Отцовство в таких семьях определить было очень сложно, но в любом случае мужья не имели никаких прав и обязанностей по отношению к своим детям. Всех мальчиков воспитывал дядя со стороны матери, а права на наследство имущества передавались исключительно по женской линии.

У наярских женщин было намного больше прав и свободы в принятии решений о семье и сексе, чем у женщин из патриархальных семей. К тому же, рождение девочки у наяров не считалось трагедией, как в других частях Индии, а наоборот – приветствовалось.

Сегодня некоторые учёные утверждают, что наярская модель брака – это семья будущего, поскольку сегодня ни мужчины, ни женщины не стремятся обременять себя грузом ответственности, которая ложится на плечи супругов из традиционных семей.

Как видите, далеко не всегда многомужество делало женщину главной в семье и обществе, и даже наоборот – становилось настоящей проблемой для всего женского населения.


Последнее время мы всё чаще слышим от некоторых людей, занимающих ответственных посты, то есть находящихся на государственной службе, что назрела нужда в ведении многожёнства. И неплохо было бы заиметь четыре жены. Но, насколько мне известно, по Конституции у нас равноправие. Следовательно, каждой из четырёх жён полагается по четыре мужа? Если всё это представить, то семья эта будет выглядеть весьма оригинально…

Австралийские биологи проследили за сумчатыми мышами и выяснили, что самки, спаривающиеся со многими самцами, рожают более жизнеспособное потомство. Детёныши этих самок лучше и быстрее развивались, практически не болели и дольше жили, чем детёныши тех самок, которые спарились только с одним самцом.

Учёные объясняют это тем, что в половых путях самки происходит отбор сперматозоидов с лучшими генами, то есть самки сами выбирают сперматозоиды с самыми «качественными» генами.

Хотя самкам австралийских сумчатых мышей вообще-то грех жаловаться на своих «парней». В период гона половой акт с одним самцом длится от 6 до 14 часов.

Правда, бедные самцы за столь страстную любовь расплачиваются жизнью, они умирают от истощения, и порой в популяции этого вида не остаётся ни одного живого самца, одни беременные самки.

Если перевести это на мужчин, то получается, что поборники гаремов на подсознательном уровне стремятся к суициду? Или они тешат себя надеждой, что женщины не так требовательны, как самки сумчатых мышей?

Матки пчёл тоже спариваются с большим количеством самцов, правда, самцы не всегда умирают от закончившихся жизненных сил. Просто всех трутней рабочие пчёлы в конце лета выбрасывают из улья.

Природа устроила такую систему взаимоотношения полов, потому что полиандрия оказывает положительный эффект на здоровье потомства и его выживание.

Что же такое полиандрия? (от греческого многомужество ) - это форма брака, при которой одна женщина имеет одновременно несколько мужей.

Полиандрическая семья бывает: братской и неродственной. При последней полиандрии несколько не связанных между собой родственными узами мужчин вступают в брак с одной женщиной. Права, обязанности и ласки жены в таких семьях, как правило, распределяются поровну.

Чем выше социальный статус женщины, тем больше у неё мужей.

При братской форме полиандрии в брак с одной женщиной вступают несколько братьев и ведут общее . Так, в наидревнейшем эпосе Махабхарата у пяти главных героев (братьев Пандавов) была одна жена (Драупади).

В наше время полиандрия широко распространена во многих горных районах на юге Индии, в Непале и на Тибете, среди некоторых индейских племён Южной Америки, у алеутов и эскимосов.

О вреде полигамии и пользе полиандрии говорит, например, такой анекдот:

«В качестве эксперимента заселяют два острова: на одном оставляют 25 женщин и одного мужчину, а на другом - 25 мужчин и одну женщину.

Проходит некоторое время и приезжают вначале с проверкой на остров, где одна женщина. Смотрят - все убрано, везде чистенько, пальмочки подвязаны, дорожки песочком посыпаны. Сидит женщина на троне и кричит:

Вова, я тебе каким сказала песочком дорожку посыпать?
- Красным....
- А ты, каким посыпал?
- Жёлтым...
- Ты каким был по счету? Пятым? Будешь двадцать пятым...

Приезжают на остров, где 25 женщин и один мужик. Смотрят, все грязно, пальмы местами повалены, вокруг полный хаос и сидит мужик на пальме, на самой верхушке, а женщины обступили её и кричат:

Вася, слазь, 5 минут уже прошло!!!».

Ученые, проведя исследование, установили, что у женщин после 2 лет брака снижается половое влечение к своему партнёру, в то время как мужчина желает свою партнёршу на протяжении всей супружеской жизни.

Может быть, в таком случае права Ирина Аллегрова со своей песней про гарем на 400 мест.

Кстати, фраза о том, что «на десять девчонок по статистике девять ребят» не более чем миф, поддерживаемый некоторыми озабоченными мужчинами.

На самом деле мальчиков рождается больше, чем девочек. И в молодом возрасте их вполне хватает, уменьшается их количество после 45-50.

В том, что в мире полно свободных мужчин, можно убедиться, заглянув в газету брачных объявлений или на .

К тому же в некоторых странах, таких, как США, Индия, Китай, Италия, Норвегия мужчин больше, чем женщин.

И если даже всех Иванов-царевичей разберут по гаремам Василисы Премудрые, при желании в мужья можно заполучить ковбоя, мандарина, самурая или викинга.

Так что будем смотреть в будущее с оптимизмом и сами выбирать свою судьбу.

Copyright Благотворительный Фонд «Материнство». Перепечатка этой информации в Интернете ЗАПРЕЩЕНА. Данная информация своевременно обновляется Фондом и доступна по адресу . При перепечатке, копия этой информации может быстро стать недействительной. Указывайте только ссылку на данный ресурс.

Ключевые слова: полигамный брак, полигиния, полиандрия, групповой брак, промискуитет, полиамория.

Полигамия - многобрачие, при которым брачный партнёр одного пола имеет более одного брачного партнёра противоположного пола. Имеет две формы - полигиния и полиандрия.

Обычай полигинии существовал у большинства народов во всех частях света и до сих пор существует у племён Африки, Меланезии, Америки и т. д., а также у исповедующих ислам и буддизм народов Азии и Африки. Нигде, однако, полигиния не встречается как общее явление для целых народов, так как в таком случае необходимо было бы по крайней мере вдвое большее число женщин, чем мужчин. Полигамия упоминается и в Ветхом Завете. Среди библейских многоженцев - Авраам, Иаков, Исав, Давид и Соломон.

Обыкновенно полигамия является привилегией более знатных, богатых или храбрых, и по отношению к ним является - по крайней мере первоначально, а фактически (например у султанов, шахов и т. д.) ещё и теперь - неограниченной; но впоследствии обычай, переходящий в закон, большею частью ограничивает полигамию известным числом жен (напр. у мусульман - четырьмя). У индусов закон ввёл моногамию только у шудров, людей низшего и бедного класса; в варне вайшьев можно было иметь 2 жены, в варне кшатриев - 2 или 3, в варне брахманов - до 4.

Исследователи, принимающие для первобытного состояния человечества беспорядочное смешение полов, видят в полигамии прогресс; ограничение по крайней мере для одной стороны - для женщины; исследователи, исходящие из моногамической формы первобытного брака, смотрят на полигамию, как на явление ненормальное, как на нарушение естественного закона, часто при том принимающее характер моногамии, с разрешением иметь наложниц: это выражается обыкновенно тем, что первая жена является главною и считается хозяйкою в доме по преимуществу. Побуждения к полигамии могли быть многие; кроме стремления к разнообразию, здесь играет роль то обстоятельство, что в тропических странах женщины обыкновенно скоро стареют, и притом значительно ранее мужчин, а также, что, по существующему обычаю, дети кормятся грудью до двух лет и даже долее. Обладание несколькими женами часто представляет выгоду ещё тем, что в лице своих жен мужчина приобретает больше рабочих сил, освобождающих его от необходимости личного труда. От нескольких жен рождается более детей, а дети, вырастая, также становятся работниками; дочери, выходя замуж, служат предметом продажи (за них уплачивается калым). Кроме того, обладание многими женами и обширным родством даёт большее значение в обществе, и это уже одно может вызывать стремление к полигамии. Хотя между несколькими женами одного мужа возможны раздоры, вызываемые ревностью и семейными дрязгами, однако, в действительности, жизнь часто устанавливает мирные отношения между ними, так как одна жена облегчает труд другой и содействует благосостоянию всех.

Из Библии известно, что жены патриархов сами сводили своих мужей с наложницами. Принцип преобладания старшей жены и подчинения ей прочих вызывает протесты со стороны последних, причем не всегда достаточным является авторитет главы дома - факт, служащий одним из мотивов против полигамии. Что вторая и следующие жены не считаются одинаковыми с первой женой, явствует из многих воззрений и обычаев. Так, у некоторых народов свадебные обряды совершаются во всей их полноте только при первом браке, при следующих же упрощаются или совсем не применяются. В Никарагуа было даже запрещено, под страхом смертной казни, жениться более одного раза с брачными церемониями. Малайцы неохотно отдают своих дочерей за человека своего класса, уже имеющего жену; если такой человек ищет ещё жену, то он вынужден обыкновенно брать её из низшего класса, и там жены считаются как бы наложницами.

Многоженство в Ветхом завете и Древнем мире

  • Авраам имел две жены Сарру и наложницу Агарь
  • Лот имел две жены - своих дочерей
  • Иаков имел две жены - Лия, Рахиль, и служанки жён - Валла (Билха) и Зелфа (Зилпа). Бытиё 29.30
  • Соломон имел гарем из 700 жен и 300 наложниц. 3 Царств 11.3
  • Давид имел 10 жён
  • Ламех имел две жены. Бытие 4.19
  • Ровоам имел гарем из 18 жён и 60 наложниц
  • Исав имел две жены Иегудифа и Васемафа Бытие 26.34
  • Артаксеркс II персидский царь, от своих 336 жен и наложниц имел 150 сыновей.
  • Повесть временных лет так пишет о жизни Святого Князя Владимира до крещения: «Был же Владимир побеждён похотью, и были у него жёны […], а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц.» Летописец не указывает, остались ли наложницы у Владимира после крещения.

Полигамия в исламе

Ислам разрешает многожёнство (до 4 жен). В большинстве стран гражданское законодательство запрещает многожёнство, в некоторых (например, Саудовская Аравия) разрешает. В России же второй (и далее) заключённый брак считается недействительным без разрыва первого, т.е. юридически полигамная семья существовать не может, однако, встречаются т.н. гражданские браки из одного мужчины и нескольких женщин, совместно с мужчиной проживающих, добровольно вступающих с ним в сексуальные отношения и ведущих совместное домашнее хозяйство.

Некоторые российские политики, к примеру, лидер ЛДПР Владимир Жириновский неоднократно выступали за внесение в Семейный Кодекс РФ поправок, узаконивающих многожёнство юридически. Большую поддержку подобные голоса встречают в среде российских мусульман: «Такая мера позволит обеспечить пропитанием и отцовской лаской внебрачных детей, которые сегодня есть у многих российских мужчин, а также брошенных детей» (сказал Верховный муфтий Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин). Муфтий: многоженство обеспечит пропитанием и лаской внебрачных детей

По словам другого видного деятеля российского ислама Равиля Гайнутдина, введение многоженства позволило бы «дисциплинировать российских мужчин». «В наше время светскому человеку дозволено иметь хоть 40 жен, но все они незаконные - если же мусульманин женится по шариату, то он берет на себя ответственность за каждую свою семью», - подчеркнул муфтий. Глава Совета муфтиев выступает за введение многоженства в России

Полигиния (многожёнство) - это форма брака, при которой мужчина состоит одновременно в нескольких брачных союзах. Является одной из исторических форм брака. Наиболее часто полигиния реализовывалась в форме семьи гаремного типа.

Полигиния подразделяется социальными антропологами на сороральную и несороральную. При сороральной полигинии все жёны одного мужчины являются сёстрами, при несороральной - не являются. Сороральные полигинные семьи значительно более стабильны, чем несороральные - для последних характерно острое соперничество между жёнами.

Полигиния признана в исламе, где согласно Корану, мусульманину разрешается иметь до четырех законных жён. Тем не менее, к середине XX века в большинстве мусульманских стран полигиния была ограничена.

В большинстве стран мира полигиния запрещена.

В Украине, как и большинстве стран мира многожёнство запрещено действующим законодательством. Тем не менее, полигиния существует в скрытой форме, например в регионах со значительной долей мусульманского населения (Крым), а также среди представителей религиозных культов и сект, практикующих её.

В пользу введения многожёнства высказывается ряд политических и религиозных деятелей современной России, которые рассматривают его как фактор выхода из демографического кризиса и сохранения традиционной мусульманской культуры.

В нынешнем украинском законодательстве нет наказания за многоженство. В Семейном кодексе Российской Федерации есть статья 14 «Обстоятельства, препятствующие заключению брака», в которой говорится о том, что в брак не может вступить лицо, которое уже состоит в браке с одной особой. А статья 27 признает брак недействительным, если имеются обстоятельства, описанные в статье 14.

Полиандрия (от поли … и греч. aner, родит. падеж andros - муж) (многомужество) - редкая форма полигамии, при которой женщина состоит в нескольких брачных союзах с разными мужчинами. В XIX веке бытовала у алеутов и некоторых групп эскимосов; позднее сохранилась у некоторых этнографических групп в Южной Индии и на Тибете.

Полиандрическая семья может выступать в двух формах:

  • нефратернальной (неродственной)
  • фратернальной (братской)

При нефратернальной форме полиандрии несколько родственно не связанных между собой мужчин вступают в брак с женщиной, которая обладает высоким социальным статусом. При этом мужчины разделяют между собой экономические обязательства и право сексуального доступа к женщине.

При фратернальной форме полиандрии несколько братьев образуют общее домохозяйство с одной женщиной. Такая форма полиандрии обычно связана с дисбалансом полов, возникающим в результате практики убийства новорожденных девочек.

Промискуитет (от лат. promiscuus - смешанный, общий) - беспорядочные, ничем не ограниченные половые связи со многими партнёрами. Промискуитет встречается как среди мужчин, так и среди женщин.

Термин «промискуитет» был введён в XIX веке для обозначения предполагаемой стадии неупорядоченных половых отношений в первобытном человеческом обществе, предшествовавших возникновению брака и семьи. Однако предположение о такой стадии до сих пор не подтвердилось, так как промискуитет непосредственно не наблюдался ни у одного народа ни в древности, ни в современных отсталых обществах. При этом явление промискуитета достаточно легко реконструируется с помощью данных этнографии и при исследовании наблюдений за ближайшими родственниками человека в животном мире.

Полиамория (от греческого поли = множественный, обширный и латинского amor = любовь) - система этических взглядов на любовь, допускающая возможность существования множественных любовных отношений у одного человека с несколькими людьми (а также между несколькими людьми) одновременно, с согласия и одобрения всех участников этих отношений. Полиаморией также называют практику любовных отношений, воплощающую эти взгляды в действительности.

Русская терминология в области полиамории пока не вполне сложилась. В данном тексте слово «полиамория» используется для названия самого явления, слово «полиамурность» - как характеристика приверженцев полиамории.

Формы полиамории изменчивы и разнообразны, и дать ее точное и исчерпывающее определение едва ли возможно. Большинство сторонников полиамории придерживается точки зрения, согласно которой потребность в любовных отношениях у разных людей может быть разной и условие сексуальной и эмоциональной исключительности не является необходимым для жизнеспособных долговременных любовных отношений. В частности они находят допустимым желание человека иметь несколько любовных отношений одновременно и убеждены в возможности поддержания таких отношений на основе доверия, уважения и ответственного подхода, без создания этических и эмоциональных конфликтов. Наличие любовных отношений, и тем более нескольких, не является необходимым условием полиамории, как образа жизни. В разные периоды своей жизни приверженец полиамории может состоять в моногамных любовных отношениях или не иметь никаких любовных отношений вообще, но на практике для полиамурного образа жизни характерно наличие нескольких одновременных любовных отношений с разными людьми, причем некоторые из этих отношений могут восприниматься участниками как долговременные или постоянные.

Описанный взгляд на полиаморию часто выражается формулировкой „сознательная, ответственная и этичная немоногамность“. Полиаморию не следует отождествлять с полигамностью. Несмотря на близость этих понятий между ними есть ряд существенных смысловых отличий. В отличие от полигамии, ставящей во главу угла состав и структуру семейных связей, полиамория уделяет основное внимание любви и основанной на ней отношениям. При этом сами любовные отношения могут принимать как форму полигамных семейных связей, так и другие, не обязательно сводящиеся к семейным, формы с более сложной иерархией, по сравнению с иерархией традиционных полигамных семей. В практической полиамории сложилась целая классификация наиболее распространенных форм множественных любовных отношений. Существенной особенностью полиамурных отношений является их способность менять форму со временем, усложняясь или упрощаясь, с появлением в них новых участников, а также с изменением ролей (в частности, возможным уходом) прежних участников.

В процессе возникновения и развития полиамурных отношений их участники нередко не могут даже предположить, как долго суждено им продлиться и какую форму они примут. Приверженцы полиамории придают большое значение этическим аспектам полиамурных отношений и в идеале стремятся строить свои отношения на основе любви, уважения, доверия и лояльности. Залогом построения и поддержания функциональных полиамурных отношений играет возможность открытого, честного и полного обсуждения всеми участниками отношений всех интересующих их вопросов. Такие обсуждения являются неотъемлемой и существенной частью полиамурного образа жизни. Они дают возможность всем участникам отношений обмениваться информацией, и совместно искать решения, учитывающие интересы и потребности каждого. Полиамория, как система взглядов, основана на убеждении, что такие разрушительные и ограничительные эмоции, как ревность и собственничество не должны определять человеческие отношения и управлять ими. Признавая существование этих эмоций, как естественно свойственных многим людям, сторонники полиамории считают, что этими эмоциями можно научиться владеть, тем самым избавившись от их власти над собой. Секс далеко не всегда является главной определяющей стороной полиамурных отношений. Такие отношения нередко объединяют трех и более участников, стремящихся иметь долговременные отношения, в которых секс может быть лишь одной из определяющих сторон, но не обязательно их основой.

Среди самых разнообразных форм полиамурных отношений можно выделить несколько основных схем, на которых основаны эти отношения. Приведенный ниже перечень не является ни утверждённым реестром полиамурных отношений, ни рецептом их построения. К нему нужно относиться как к набору принципов и практических соображений, которые часто берутся за основу полиамурных отношений, и затем развиваются и приспосабливаются участниками этих отношений под свои конкретные потребности. Большинство форм полиамурных отношений, встречающихся на практике, являются гибридами и включают в себя элементы сразу нескольких схем из этого перечня.

Групповые формы полиамории основаны на идее групповой верности, представляющей собой расширительное толкование идеи "верности друг другу", когда она распространяется на целую группу людей. В наиболее общей форме принцип "групповой верности" не накладывает никаких ограничений на любовные и сексуальные отношения членов группы до тех пор, пока они ограничены рамками самой группы. При этом партнёры соглашаются не иметь любовных и сексуальныx отношений вне группы. Традиционная моногамия является частным случаем таких полиамурных отношений. В этом случае группа состоит из двух человек. Разновидностями этой формы отношений являются также традиционные формы полигамии: полигиния (многожёнство) и полиандрия (многомужество), а также групповой брак. Некоторые группы допускают возможность изменения (увеличения или уменьшения) своего состава с согласия всех членов группы. Некоторые разновидности групповых отношений предусматривают возможность дальнейшего ограничения и контроля отношений, могущих возникать внутри группы. Залогом устойчивости подобных отношений с ограничениями является приемлемость этих ограничений для всех участников группы.

В этом случае каждый из участников полиамурных отношений может иметь множественные отношения с разными людьми, круг которых не ограничен заранее. Эти отношения могут различаться для участников по степени их важности, а также по степени вовлеченности. В этом случае выделить группу участников полиамурных отношений бывает затруднительно или невозможно, и вместо этого уместнее говорить о наборе связей каждого человека, с дополнительным пояснением иерархической структуры этих отношений. Некоторые приверженцы открытых форм отношений предпочитают классифицировать их по степени вовлеченности в эти отношения, деля отношения со своими возлюбленными на "основные" и "дополнительные". Такое деление не является обязательным и многие сторонники открытых отношений стараются избегать подобной категоризации, находя её оскорбительной для всех участников отношений и не ухватывающей существенных особенностей их личных отношений.

Смешанные формы отношений обычно объединяют моногамных и полиамурных партнёров. Каждый моногамный партнёр поддерживает моногамные отношения ровно с одним человеком, но не требует того же от своего партнера, и последние могут иметь множественные любовные и сексуальные отношения. Некоторые формы полиамурных отношений иногда описываются геометрическими фигурами, с учетом количества участников и существующих между ними связей: треугольником, квадратом, а также латинскими буквами V, W и N.

Перечисленные ниже идеалы, разумеется, достигаются далеко не всегда, но приверженцы полиамории, как правило, стремятся к их достижению. Следует также заметить, что многие из этих идеалов характерны и для моногамных отношений.

Возрастание человечности во взаимодействии: людьми не рождаются, они формируются во взаимоблагоприятной обстановке взаимного стремления ко всеобъемлющему здоровью и целостности, а люди по природе – полиамурны.

Верность и преданность: под верностью в полиамурных отношениях, как правило, понимается не сексуальная и эмоциональная исключительность, а соблюдение тех или иных оговоренных границ.

Доверие, честность и уважение

Взаимная поддержка

Общение и достижение договорённостией: поскольку полиамория подразумевает отказ от традиционных границ допустимого, её приверженцы, как правило, придают большое значение явным договорённостям и достижению взаимопонимания.

Отрицание ограничивающего собственничества: полиамурные люди предпочитают отношения, построенные на доверии и радости от возрастания взаимной любви, отношениям, основанным на тотальном контроле и слепых собственнических чувствах. Они, как правило, склонны рассматривать других партнёров своего партнёра как благо для него, а не как угрозу для себя.

Утверждение жизненного позитива путём рождения и воспитания детей с повышенными жизненными материальными и внутренними возможностями, с успехом проявляющих свои качества и таланты.

Критерий типологии – количество брачных партнёров.

Моногамия – брак, заключённый между одним мужчиной и одной женщиной.

Полигамия – брак, включающий несколько партнёров. Подразделяется на 2 варианта: полигиния (многожёнство) и полиандрия (многомужество).

Моногамия преобладает в большинстве известных обществ. Она считается наиболее прогрессивной формой брака, имеющий значительный потенциал развития. Развитие брака проходило в направлении ограничения сексуальной свободы. Моногамия экономически обусловлена. При утверждении права собственности мужчины было введено определение происхождения и наследования по мужской линии. В этом случае только моногамия обеспечивала достоверность рождения наследников.

Существование полигамии связывается с преемственностью брачного поведения людей и высших приматов. Считается, что тенденция к полигамии свойственна скорее мужчинам в связи с особенностями их врождённого сексуального поведения. Общество терпимее относится к полигамии мужчин.

Полигамия нарушает естественную пропорцию мужчин и женщин. При преобладании в обществе представителей какого-либо пола полигамные браки становятся более вероятными.

Существуют скрытые формы полигамии: двоеженство, союз женатого мужчины с незамужней женщиной и наоборот. Полигамия связана с значительными психологическими проблемами: ощущение двойственности статуса, эмоциональное напряжение, ревность, соперничество. Последствия могут быть непредсказуемыми. Чаще встречается полигиния. Прочность полигамии зависит от ресурсов мужчины, а также от эмоциональной устойчивости и способности к компромиссам со стороны женщины. Также влияют народные традиции.

В настоящее время в связи с увеличением количества разводов и повторных браков говорят о серийной моногамии или последовательной полигамии, когда в каждый момент времени человек состоит в браке с одним партнёром, но на протяжении жизни у него отмечается несколько браков. Биография современного человека – серийная моногамия.

Виды семей по критерию власти

Часто выделяют традиционные семьи, детоцентристские и демократические (эгалитарные)

Традиционные семьи отличаются уважением к авторитету старших. Педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. Основное требование – подчинение. Дети из таких семей легко адаптируются в вертикально организованных общественных структурах, легко усваивают традиционные нормы. Но они не инициативны, негибки в общении, руководствуются представлением о должном. К традиционному типу семьи относятся традиционные патриархальные, традиционные матриархальные, неопатриархальные, неоматриархальные семьи. Отношения в них асимметричны. В зависимости от типа семьи во главе стоит отец или мать, остальные им подчиняются. Младшие беспрекословно подчиняются старшим.

В традиционно патриархальной семье муж является бесспорным главой и авторитетом. Его власть не ограничена, принимается беспрекословно или под давлением. Чётко выражена зависимость жены от мужа, детей от родителей. Авторитет других членов семьи зависит от их пола и возраста. Старшие более авторитетны, чем младшие, мужчины – более, чем женщины. Интересы семьи и рода главенствуют над индивидуальными. К браку относятся прагматически, воспринимают его как данный богом, долговечный союз. Такой брак отличается патрилокальностью и патрилинейностью.Патрилокальность состоит в том, что женщина живёт в доме мужа. Сыновья, как женатые, так и нет, живут в родительском доме, дочери покидают его, когда выходят замуж.Патрилинейность – исчисление родства по мужской линии. Материальные ценности передаются наследникам по мужской линии. При этом отец, решает, вознаградить сыновей, или нет. Отцы заинтересованы в рождении мальчиков. И в настоящее время молодые мужчины часто заинтересованы в рождении мальчиков больше, чем девочек, рассматривают их как продолжателей рода, фамилии. Это результат давления многовековых традиций.

В традиционно матриархальной семье главенство принадлежит женщине. Многие народы практиковали материнское родоисчисление. Достоверность матери устанавливается более объективно, чем отца. Благодаря способности женщины к установлению и регулированию межличностных отношений она нередко одерживает победу в борьбе за власть в семье. Женщины играют большую роль в поддержании родственных связей. Часто при формальном главенстве мужчины реальная власть в семье принадлежит женщине. В частности в русской семье женское, материнское начало выражено очень сильно. В советском обществе это явление ещё более усилилось. В.Дружинин говорил о том, что доминантную роль женщине навязали советская власть и коммунистическая идеология, лишив отца основных отцовских функций. Мужчина был лишён возможности обеспечивать семью и воспитывать детей. Его роль в их социализации была минимизирована. Тоталитарное государство взяло на себя отцовские функции. Мать, неся много мужских функций, теряет психологическую связь с ребёнком. Возникает проблема материнства.

В современных семьях также стоит проблема разделения власти. Глава семьи объединяет в себе лидера и менеджера. Чтобы предупредить разрушительные конфликты, необходимо, чтобы такое разделение устраивало обоих супругов и обеспечивало выполнение функций семьи. Традиционная модель семьи может быть приемлема, если устраивает обоих супругов.

В неопатриархальной семье стратегическим и деловым лидером является муж, а тактическим и эмоциональным – жена. Муж определяет долгосрочное направление жизни семьи, устанавливает приоритетные цели, выбирает способы и средства их достижения, организует деятельность семьи. Выполняет представительскую функцию. От него зависит положение семьи. Его внесемейная активность поощряется членами семьи. Он обладает высокими притязаниями, заботится о материальном благосостоянии и социальном статусе близких. Его мировоззрение, способ жизни служит ориентиром для членов семьи. Он задаёт стиль семейной жизни и обеспечивает его реализацию. Участвует в воспитании детей: способствует формированию навыков, собственного мнения, правильной ориентировки в окружающем мире, служит образцом волевых качеств, организаторских способностей. Является предметом гордости семьи. Жена находит в нём жизненную опору.

Можно говорить также о квазипатриархальном укладе, когда мать укрепляет власть отражённым авторитетом отца.

Неоматриархальная семья . Аналог неопатриархальной, но роль лидера выполняет жена.

В неопатриархальных и неоматриархальных семьях при общем главенстве матери или отца, приоритет в некоторых сферах жизни семьи может принадлежать его супругу. Общая черта рассмотренных вариантов семей – совместное лидерство мужа и жены при разделении сфер влияния. Конфликтность может возникнуть вследствие нечёткого распределения сфер влияния, притязаний кого-либо из супругов на другую роль, некачественного выполнения или невыполнения обязанностей.

В детоцентрической семье главная задача родителей – обеспечить благополучие и счастье ребёнка. Семья существует для ребёнка. Воздействие осуществляется снизу вверх. Возможен симбиоз родителя и ребёнка. У детей в таких семьях отмечается высокая самооценка, ощущение собственной значимости. Это приводит к возникновению социальных конфликтов за пределами семьи, возникновению социальной дезадаптации. Мир может оцениваться как враждебный. Возможно, распространение детоцентристских семей связано с нуклеаризацией семьи, снижением числа детей в семье, увеличением возраста родителей, увеличением продолжительности переходных (подросткового и юношеского возрастов), заменой практических связей в совместном труде эмоциональными.

Эгалитарная семья характеризуется равенством положения всех её членов. Цель такой семьи – взаимное доверие, принятие и автономность её членов. Воздействия осуществляются горизонтально, как диалог равных. Учитываются взаимные интересы. У детей формируются демократические ценности, представления о правах и обязанностях, свободе и ответственности, активность, самостоятельность, доброжелательность, уверенность в себе, эмоциональная устойчивость. Используются гуманистические методы воспитания, опирающиеся на доверие к ребёнку и уважение его прав, потребности в автономии, развитии индивидуальности, творчестве. Но при этом может быть не выработан навык подчинения социальным требованиям. В среде, построенной на вертикальном принципе, они адаптируются плохо. Дети, происходящие из таких семей, могут иметь тенденцию к созданию такой модели отношений и в своём браке. Муж и жена вносят примерно равный вклад в материальное благосостояние семьи, совместно принимают важные решения, занимаются воспитанием детей. Их роль в создании психологического климата одинакова, статус семьи устанавливает тот супруг, статус которого выше. Круг общения формируется обоими супругами. Такой брак иногда называют биархатным или кооперативно-симметричным. Идеальная модель эгалитарной семьи представлена в концепции открытого брака: каждый из супругов может оставаться самим собой, раскрывать свои способности, сохранять индивидуальность. Супруги не являются «одним телом и душой». Брак строится на взаимном влечении и доверии, отсутствует манипулирование, стремление подчинить супруга. Существование такого брака имеет основой принцип равенства мужчины и женщины, заявленный в Конституции Российской Федерации и Семейном кодексе.

Существуют противоречивые взгляды на такой брак. Некоторые учёные говорят о такой семье как о конфликтной: властные функции распределены, но их распределение является почвой для конфликта. Появление в России таких семей связано с ростом независимости семьи от тоталитарного государства, а также возрастанием экономической, социальной и политической роли как мужчины, так и женщины.

Особым типом современной семьи является бикарьерная семья . В ней равно значимыми признаются профессиональные интересы обоих супругов. Они сочетают ценности создания собственной семьи и построения карьеры. Такая семья обладает высоким уровнем интегрированности и единством ценностных ориентаций. Домашние обязанности распределяются равномерно, отношение к профессиональным интересам друг друга уважительное, проявляется взаимная терпимость, готовность оказать помощь и поддержку. Время используется рационально, досуг направлен на восстановление ресурсов. Дети причастны к семейным делам. В них воспитываются ответственность и самостоятельность. Они хорошо знакомы с профессиональной деятельностью родителей.

Бикарьерная семья возникла благодаря изменению социального положения женщины.

Таким образом, произошли значительные изменения в отношениях между мужчиной и женщиной в браке в сторону эгалитарности. Но, несмотря на это, «женская дилемма» продолжает существовать. Это конфликт ролей, противоречие между профессиональной занятостью женщины и её внутрисемейными обязанностями. Подлинного равноправия в сфере труда не удалось достичь. Женщины заняли хуже оплачиваемые и менее престижные рабочие места. Они заняты и в физически тяжёлом труде. Существует понятие «стеклянного потолка» для женщин-менеджеров. Беременных и женщин с маленькими детьми не берут на работу. Возросшая трудовая активность не освобождает замужних женщин от домашних дел. Воспитание остаётся делом женщин. Существует предубеждение, что мужчины мало подходят для воспитания. Мужчины стремятся к неограниченной самореализации в сфере профессионального труда, вовлекают в этот процесс не только личные, но и семейные ресурсы. Тройная нагрузка (материнство, ведение домашнего хозяйства, работа) препятствует социальной и политической активности женщин. Понятие «женская дилемма» сложно. Оно включает не только конфликт профессиональной и семейной ролей. Это конфликт моделей самореализации: автономия или служение ближним, эмоциональность или рационализм, независимость или привязанность к близким. Для многих женщин, реализующих себя в профессиональной деятельности характерен страх потери любви. Становление бикарьерной семьи во многом зависит от решения «женской дилеммы». Её решение зависит от жизненных позиций супругов, их интерпретации супружеских ролей. В развитых странах бикарьерная семья обладает значительным потенциалом развития. Это связано с деятельностью ряда факторов: практическая возможность участия женщин в общественно-политической жизни, активизация мужчин в воспитании детей, рациональное разделение домашнего труда, привлечение техники и помощников, повышение социальной значимости домашнего труда, модернизация традиционных ролевых структур.

Для нашей страны считают предпочтительнее семью, в которой наряду с равенством прав, ответственность за содержание семьи и воспитание детей возьмёт отец при сохранении за матерью и детьми других семейных обязанностей. В настоящее время в России более молодые и лучше образованные мужчины настроены более эгалитарно и берут на себя больше домашних обязанностей, чем это было принято раньше.

Семья как единица общества возникла очень давно. В древности люди поняли необходимость объединения в семьи с целью сохранения и приумножения рода, полученных от природы и добытых другими путями благ и т.д.

Однако уже в древние времена образовалось несколько форм брака, подразумевающих либо наличие только двух партнеров и сохранение верности на протяжении всей жизни, либо присутствие нескольких супругов одновременно.

Моногамия и полигамия как формы брака

зародился еще в древние времена. Он послужил опорой для сохранения благ внутри рода, приумножения числа общины и других целей.

Однако практически сразу появилось две формы:

  1. полигамия, когда у одного лица предусмотрено несколько партнеров;
  2. моногамия – сохранение верности одному партнеру всю жизнь.

Это два противоположных понятия, которые вызывают множество споров по сей день. В некоторых культурах, странах на государственном уровне признается полигиния, в других она напротив запрещена. Это обусловлено формированием отношения к браку на национальном уровне, путем развития конкретного народа и другими факторами.

В России не регистрируется. Однако моногамия в чистом виде в современных условиях также встречается редко. Это обусловлено допустимостью вступления в новый брак после завершения предыдущего, что уже не является моногамией.

Цели и психология полигамного брака

Такая форма семейных отношений имеет определенные цели и философию.

Основной целью такого союза является уменьшение количества незамужних (неженатых) представителей определенного пола в нации.

Кроме того, однозначно такая форма позволяет увеличить потомство в первых двух поколениях.

Психология полигамного брака присуща больше . Это обусловлено подкреплением идеи на религиозном уровне и объяснением необходимости заключения подобных браков.

Чаще всего подразумевается именно многоженство и женщина в таком союзе выступает, как ведомая и подчиняющаяся. Она полностью зависит от мужчины и лишена многих прав, которые доступны ему. Однако, с другой стороны, она полностью находится на его обеспечении.

Сегодня полигамия проявляется не только в многоженстве, но и в смене партнеров, наличии параллельно нескольких отношений и т.д. Так как моногамия предполагает один брак на всю жизнь, то на сегодняшний день практически не встречается. Все остальные формы брака и отношений в той или иной мере являются полигамными.

Плюсы и минусы

Окончательный список преимуществ и недостатков такой формы брака, как полигамия определяет общество и человек лично. Для кого-то она неприемлема и недопустима, в других государствах и сложившихся традициях она является единственно верной. Среди относительных преимуществ можно выделить следующие:

  • повышение рождаемости в первых поколениях таких браков;
  • уменьшение количества незамужних (неженатых) представителей того пола, которого в нации меньше;
  • разнообразие в отношениях.

Все преимущества являются субъективными. Сторонники моногамии могли бы отнести их к недостаткам.

Однако в полигамии есть ряд минусов, с которыми могут согласиться даже ее сторонники:

  • возросшее количество заболеваний, передающихся половым путем;
  • сокращение роста популяции в третьем и последующих поколениях. Ученые доказали, что именно с этим связано, в первую очередь, появление моногамии. Полигамия дает большой прирост потомства в первых нескольких поколениях, но по ряду причин он сокращается в последующих;
  • необходимость содержать и поддерживать нескольких супругов или партнеров и т.д.

Читайте также: