Что предпочтительнее в ночь бараат. В ночь бараат читающая молитва

Ночь Бараат

Ночь с 14 на 15 Ша’бан для мусульман является значимой. Ее еще называют Ночь Бараат, то есть, ночь очищения от грехов и ошибок. Так как в хадисе нашего Пророка Мухаммада, мир ему и благословение, говорится: «Аллах проявляет свою милость в ночь середины Ша’бана и прощает грехи всем его созданиям, кроме многобожника и того, кто испытывает вражду и ненависть (к другим)». (Ибн Мажах и Табарани) Хафиз Мунзири в книге «Таригиб ва Тархиб» сказал, что цепочка этого хадиса является приемлемой.

Поэтому некоторые ученые говорят, что верующему является желательным в эту ночь усердствовать в поклонении, для того, чтобы встретить эту милость Аллаха. Это также передается от некоторых праведных предшественников (салафы).

Особые виды поклонения, такие как чтение определенных сур Корана (к примеру, трехкратное чтение суры Ясин) или частные молитвы для этой ночи в Сунне не передаются.

Стоит отдельно упомянут намаз Рагаиб.

Намаз Рагаиб

Намаз Рагаиб – это 100 ракаатов намаза, который совершается особым образом в срединную ночь Ша’бана.

Некоторые люди уделяют огромное значение этому намазу и совершают его, а другие распространяют сообщения и картинки, которые, якобы, содержат ценности этой ночи, тем самым призывая других к этому.

Но в вопросе шариата мы должны обращаться к ее источникам и любое наше решение должно быть основано на ее текстах. Поэтому что касается намаза Рагаиб, то учёные говорят, что этот намаз является Бид’а, то есть нововведением.

Имам Навави в книге «Маджму’» говорит: «Молитва известная, как молитва Рагаиб, которую совершают в первую пятничную ночь месяца Раджаб в двенадцать ракаатов и молитва срединной ночи месяца Шабан в сто ракаатов – они являются мерзким, порицаемым нововведением.

И не обольщайся упоминаем их в «Кут аль-Кулюб» и «Ихья улум ад-дин» и хадисом приводимом в этих книгах, все это недостоверно. И не обольщайся теми имамами, которые не поняли их суть, и написали об их желательности, воистину они ошиблись в этом».

(Маджму’ 3/548)

Также Имам Навави в своих «Фатавах» сказал о молитве Рагаиб:

«Это мерзкое нововведение, очень сильно порицаемое, поэтому является обязательным оставить этот намаз, и отвернутся от него. Правитель, да поможет ему Аллах, должен запрещать совершать ее».

Также он сказал: «Она (молитва в ночь Рагаиб) является ложным нововведением, и достоверно известно, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто ввел в нашу религию, то что не из нее, то оно отвергаемо» . В «Сахихе» приводится: «Кто совершил поступок, о котором нет нашего веления, то он отвергаем» , а в «Сахихе» Муслима: «Каждое нововведение заблуждение» .

(Фатава, стр. 57-58)

Мухаккик шафиитского мазхаба и один из ее самых больших ученых Ибн Хаджар аль-Хайтами сказал в своей книге «Тухфат аль-Мухтаж»: «Молитва известная как молитва Рагаиб и молитва середины месяца Ша’бан мерзкое нововведение. Хадис о ней вымышленный».

Имам Шафии о срединной ночи Ша’бан

Имам Шафии в своей книге «аль-Умм» сказал: «До нас дошло, что дуа принимается в следующие пять ночей: в пятничную ночь, в ночь праздника жертвоприношения, в ночь праздника разговения, в первую ночь Раджаба и срединную ночь Ша’бана».

Примечание :

Основой прощения, как мы видим из хадиса, который был приведен еще в начале нашей статьи, является единобожие человека и отсутствие у него в сердце вражды и ненависти к остальным людям.

Много верующих, сегодня посещают мечеть, совершают благие дела, а может, будут просить и милости в эту ночь. Но они останутся без этой всеобъемлющей милости только из – за того, что они в своих сердцах хранят вражду и ненависть к другим. Очень часто можно увидеть людей, которые порывают родственные связи из-за мелочей, не разговаривают с соседями, враждуют со знакомыми. Эта страшное состояние мусульманина, которое стирает его добрые деяния и лишает его милости Аллаха. Первым делом этому человеку нужно исправить свое положение и очистить свое сердце.

Это великая ночь, когда верующие в Единого Творца полностью предаются поклонению Ему. Бараат в переводе с арабского означает «непричастность», «полное отделение», «очищение». наступает в ночь с 14 на 15 число месяца шаабан (по другой версии – с 15 на 16).

Ночь назвали так, потому что в ней два избавления: избавление несчастных (грешных перед Всевышним) от милости и избавление авлия от неудачи и от пребывания без помощи Творца.

Один алим сказал: «Поистине, у ангелов на небе два праздника, как и у мусульман два праздника на земле: праздник ангелов – это ночь Бараат и ночь Кадр (Лайлят уль-Кадр – Ночь предопределения), а праздник мусульман – это Ураза-байрам (Ид аль-фитр) и Курбан-байрам (Ид аль-адха), и праздник у ангелов ночью, потому что ангелы не спят, а у мусульман – днём, потому что они спят ».

Ещё один алим сказал: «Мудрость того, что Всевышний выявил ночь Бараат и спрятал ночь Кадр , потому что ночь Кадр – это ночь милости, прощения и освобождения от Ада . И её Аллах спрятал, чтобы на неё не полагались и не самоуспокаивались. Всевышний выявил потому, что это ночь приговора и предопределения, ночь гнева и довольства, ночь принятия и отвержения, ночь достижения и удерживания хороших деяний, ночь счастья и несчастья, ночь милости и добра. Одни этой ночью становятся счастливыми, а другие отдаляются от милости, один получает воздаяние, а другого подвергают унижению, одного возвеличивают, а другого лишают величия, один получает вознаграждение, а другой не получает ничего… В эту священную ночь прощения мусульмане всей душой должны обратиться ко Всевышнему, попросить у Него принять благие дела и простить грехи.

Имам Субуки в своих тафсирах пишет: «Поистине, эта ночь смывает грехи всего года, а пятничная ночь смывает грехи недели, а Ночь предопределения (Лайлят уль-Кадр) – грехи всей жизни », т. е. оживление этих ночей является причиной смывания грехов, и поэтому эту ночь () называют ночью смывания грехов.

Также эту ночь называют ночью жизни из-за хадиса , который передал Мунзирий от Пророка (мир ему и благословение): «Сердце того, кто оживит праздничную ночь и ночь середины месяца шабан , не умрёт в день смерти сердец ».

Также эту ночь называют ночью заступничества из-за того, что передали: «Пророк (мир ему и благословение) попросил Всевышнего в 13-ю ночь заступничества за свою умму, и Аллах дал ему заступничество только за троих. Пророк (мир ему и благословение) попросил заступничества и в 14-ю ночь, и Всевышний дал ему заступничество для 30. Пророк (мир ему и благословение) попросил в 15-ю ночь, и Всевышний дал ему заступничество для всей уммы, кроме тех, кто убежал от Аллаха, подобно тому, как убегает верблюд (тот, кто отдалился от Аллаха постоянством в совершении грехов) ».

Также её называют ночью прощения из-за хадиса, переданного имамом Ахмадом, в котором Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорит: «Поистине, Всевышний обращается в ночь середины месяца шабан к Своим рабам и прощает всех обитателей земли, кроме многобожника и человека, который поссорился со своим братом или держит в сердце злобу и ненависть к нему ».

Также эту ночь называют ночью освобождения из-за хадиса, который передали от Ибн Исхака и от Анаса ибн Малика (да будет доволен ими обоими Аллах), где Айша (да будет доволен ею Аллах) передаёт слова Пророка (мир ему и благословение): «О Айша (да будет доволен ею Аллах), разве ты не знаешь, что эта ночь – ночь середины шабана? Поистине, этой ночью Аллах освобождает Своих рабов от Ада по количеству волос в шерсти овец племени Бану Кальб, кроме типов людей: постоянно употребляющих опьяняющее, ослушивающихся родителей и приносящих им вред, постоянных в грехе прелюбодеяния, прерывающих родственные и дружеские отношения, сеющих смуту и клеветников ».

Также эту ночь называют ночью распределения из-за хадиса, который передал Ата ибн Ясар: «Когда наступает ночь середины шабана, переписывают для ангела смерти каждого, кто умрёт от шабана до следующего шабана . Поистине, раб Аллаха сажает дерево, женится, строит дом, а его имя записали в число умерших , и не ожидает его ангел смерти, если только ему (ангелу) не велят, чтобы он взял его душу ».

В эту ночь все верующие должны отказаться от злобы, вражды, гордости и непослушания родителям с намерением больше не возвращаться к этим грехам. Иначе всё это будет отдалять нас от бараката (благодати) и ценности Лайлят уль-Бараат .

Священную ночь Бараат надо постараться провести в ибадате, совершая молитвы, читая Коран, делая дуа , посещая старших, особо почитая родителей, дабы получить от них благословение. Также в Лайлят уль-Бараат рекомендуется вспоминать и желать милости, прощения, благоденствия умершим мусульманам и рассказывать детям о достоинстве и ценности этой ночи.

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Фото: shutterstock.com

Накануне благословенной ночи Бараат перед заходом солнца верующим желательно 40 раз прочитать следующее дуа: «Субханаллахи валь-хамдулилляхи ва ля иляха илляллаху валлаху акбар ва ля хавля ва ля къуввата илля билляхиль галиййиль газим».

Затем необходимо прочитать 100 раз салават Пророку Мухаммаду (салляллаху алейхи ва саллям). А после обязательной вечерней молитвы следует выполнить шесть ракаатов нафиль-намаза, совершая по два ракаата отдельно. Потом желательно прочитать суру «Ясин» с вышеуказанными намерениями.

Завершив чтение суры «Ясин», желательно прочитать дуа: «С именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и на том свете лишь к уверовавшим! О Аллах, о, Обладатель Милости, не нуждающийся в милости других, о Обладатель Величия и Щедрости, оОбладатель всех благ! Нет бога, которому следует поклоняться, кроме Тебя. Ты помогаешь тем, кто просит у Тебя помощи, защищаешь тех, кто просит защиты у Тебя, к Тебе прибегают подвергшиеся опасности, Ты являешься безопасностью тех, кто к этому стремится. Если Ты записал меня в матери книг [Хранимой Скрижали] заблудшим, лишённым, изгнанным, бедным, о, Аллах, Твоей милостью сотри запись о моём заблуждении, лишении, изгнании, бедности и запиши меня в Хранимой Скрижали в числе благонравных, тех, кому даны блага и кому благоприятствуют в совершении добрых деяний. Ты сказал в Своей Книге, ниспосланной на языке Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям), и слово Твоё истинное: Аллах стирает то, что захочет, и оставляет то, что захочет, и у Аллаха Хранимая Скрижаль. О, Аллах! Во имя проявления самой Великой Твоей Милости в срединную ночь Шабана, отведи от меня беды, о которых я знаю и о которых не знаю. Ты – Великий и Щедрый. Благословение Аллаха и мир [благополучие] Пророку Мухаммаду, его семье [общине] и сподвижникам».

Известно дуа Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям), которое он читал в эту ночь: «О Аллах! Я прибегаю к Твоему прощению от мучений, к Твоему довольству от Твоего гнева. Я бессилен воздать хвалу Тебе в достаточной степени. Ты Велик настолько, насколько Ты Сам Себя восхвалил».

Вот другое дуа, которое Посланник Всевышнего (саллляллаху алейхи ва саллям) читал в ночь Бараат: «О, Аллах! Я прибегаю к Твоему довольству от Твоего гнева. И я прибегаю к Твоему прощению от Твоего наказания. И я прибегаю к Тебе от Тебя. Я бессилен воздать тебе хвалу так, как Ты того достоин. Ты велик настолько, насколько Ты сам восхвалил себя» (ат-Таргиб ват-Тархиб).

Сообщается, что некоторые духовные наставники, делали в эту ночь следующее дуа: «О, Аллах! Если Ты записал мое имя в книге счастливых, то оставь его там. Если же Ты записал мое имя в книгу несчастных, то сотри его оттуда. Так как Ты сказал: « Аллах отменяет и утверждает то, что пожелает, [из предписаний], у Него хранится суть книги» (Сура «ар-Рад», 13 / 39; «Маджмуатуль-Ахзаб»).

Фраза «это (витает) в воздухе» подразумевает общее ощущение или ожидание чего-то в ближайшем будущем или нечто, что присутствует или преобладает. Для мусульманина, который пережил месяцы Раджаб и Шаабан, присутствие Рамадана остро предчувствуется и ожидается.

Есть предвкушение и ожидание. Рамадан все ближе, с каждым днем расстояние между нами и его приходом все уменьшается. Его благословение «витает в воздухе», так же, как аромат цветов или духов пронизывает атмосферу. Чем сильнее духи, тем на большее расстояние распространяется их аромат, даже если мы находимся вдали, мы чувствуем присутствие чего-то особенного.

Тогда что же такое – этот сладкий аромат Рамадана? Он также присутствует в атмосфере, и даже более сильно. Просто наши «приемники» этого аромата работают плохо. Если наш радиоприемник плохо работает, то мы не сможем настроиться на волну определенной передачи. Если наши носовые пазухи забиты, мы не почувствуем запаха благовоний.

Когда время подходит к месяцу Шаабан, особенно к его середине, волнение благочестивых, праведных рабов Аллаха (аулия) не знает границ и пределов. Они, по сравнению с нами, остро чувствуют достоинство и величие Шаабана, поскольку он предвещает приход Рамадана, высокого и великого гостя… Они ждут благословенный Рамадан и приход Шаабана означает начало окончательного отсчета времени до его прибытия. Они полны энтузиазма и готовы встретить месяц Рамадан… Недаром, из Сунны Пророка (мир ему и благословение Аллаха) до нас дошло прекрасное дуа:

«О, Аллах, благослови месяцы Раджаб и Шаабан и дай нам дожить до Рамадана».

Однако большинство людей относятся небрежно к месяцу Шаабан, поскольку не понимают до конца его благословений. Об этом говорил Пророк (мир ему и благословение Аллаха):

«Шаабан — это месяц между Раджабом и Рамаданом, которым многие люди пренебрегают. И в этом месяце поступки людей представляются перед Господом миров, так что я хочу, чтобы мои поступки были представлены Ему в тот момент, когда я держу пост».

Известно также, что в этом благословенном месяце находится ночь Бараат: Милостивый и Щедрый Аллах даровал нам эту ночь, с помощью которой нам облегчается приготовление к Рамадану.

Всевышний Аллах дает нам 15-ю ночь Шаабана как особую возможность для совершения тауба (покаяния), чтения зикра, дуа и другого ибадата. И после этого Он дает нам целый месяц, во время которого у нас есть огромное количество возможностей снискать Его довольство — Он дарует нам Рамадан, альхамдулиллях.

Еще одна аналогия пришла мне в голову: ибадат 15-ой ночи Шаабана подобен тому, как если человек хочет заново покрасить свой дом. Если человек видит, что старая краска уже шелушится и облезает, что он предпримет? Просто возьмет новую краску и нанесет свежий слой поверх старой, облезшей краски? Разумеется, нет. Он сначала очистит стены дома от старой краски, а только после этого нанесет сверху новую.

Ночь Бараат подобна этому соскабливанию старой краски. Всевышний Аллах даровал нам эту благословенную и благоприятную ночь, чтобы мы могли «соскрести старую краску» с нашей души – всю грязь злобы, жадности, гордости, гнева и других дурных качеств, которые испортили красоту нашего сердца, и вследствие которых мы потеряли яркий цвет божественной любви в нашем сердце.

Так что, если мы прервали родственные связи с кем-то из наших родственников, были непослушны и невнимательны к родителям, если употребляли что-то опьяняющее, участвовали в какой-то форме неверия или ширка, держали в сердце злобу или зависть, совершали какие-то безнравственные поступки, тогда нам предоставляется прекрасная возможность очистить сердце и украсить его любовью к Аллаху, нуром искреннего раскаяния и поминания Аллаха.

По милости Аллаха мы имеем возможность «нанести свежий слой краски» на наше сердце, чтобы заранее украсить его к Рамадану, и чтобы его красота и блеск с каждым днем увеличивались.

Всевышний Аллах даровал нам эту ночь для подготовки к предстоящему Рамадану. Большинство из нас знают о достоинствах этой ночи: это ночь прощения грехов, в эту ночь милость Всевышнего Аллаха спускается на землю. С нашей стороны нам следует максимально использовать эти прекрасные дары, совершая ибадат, делая дуа и истигфар.

Не существует каких-то определенных правил – чем нужно заниматься этой ночью. Можно провести время в различном ибадате – к какому склоняется наше сердце, будет ли это чтение Корана, зикра Аллаха, вместе с искренней тауба, обильным истигфаром и совершением дуа от чистого сердца. Можете поспать некоторое время и постарайтесь встать на намаз тахаджуд и совершать дуа.

Не стоит расстраиваться, если вы работали весь день, и у вас нет сил бодрствовать большую часть ночи — даже если вы застанете небольшую часть этой ночи, вы получите иншаАллах, ее благословение.

Независимо от того, насколько далеко мы удалились от милости Аллаха, если мы искренне обратимся к Нему, признав нашу слабость и наши грехи, то мы получим прощение по Его милости:

«О, наш возлюбленный Господь! Ты видишь нашу слабость, отсутствие сил и энергии, где мы еще найдем поддержку, как не у Тебя? Мы плачем перед Тобой, раскаиваемся и приносим Тебе искреннее покаяние. У нас нет таких сил и возможностей, какие были у сахабов, табиинов и их преемников. У нас нет сил совершать столько ибадата, зикра и столько читать Коран, как это делали праведные и благочестивые Твои рабы.

Мы очень слабы. С нашим раскаянием и признанием наших грехов мы обращаемся за Твоей помощью и поддержкой. Мы проводим большую часть жизни в ослушании Тебя и Твоего Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Но в эту ночь мы обращаемся к Тебе…»

Просите у Всевышнего Аллаха полного прощения всех грехов, будь то большие или малые, где бы они ни были совершены, будь они преднамеренные или непреднамеренные. Какими бы они ни были, просите Всевышнего Аллаха о прощении всех грехов, искренне обещая не возвращаться к ним более.

Если мы совершим такого рода тауба и истигфар, иншаАллах, свет имана будет светить в наших сердцах. После этого пусть Аллах поможет нам сохранить этот свет и держаться подальше от этих грехов в будущем.

Однако если человек лишь формально совершит покаяние и продолжит совершать те же грехи на следующий день, как сможет нур остаться в его сердце? …Когда придет Рамадан, он встретит его с пустыми руками и тяжестью в сердце, и если он будет продолжать действовать в том же (грешном) направлении, он не сможет воспользоваться дождем милости и благословений Рамадана.

Пусть Всевышний Аллах дарует нам понимание и силы воплотить все это на практике в нашей жизни, с надлежащей искренностью. Пусть Аллах дарует нам все благословения Шаабана и Рамадана. Амин.

P.S. Ночь Бараат наступает между 14-ым и 15-ым днями месяца Шаабан (в ночь с 19 апреля на 20 апреля 2019 года).

Ночь с 15-го на 16-е Ша‘бана (по некоторым данным ночь с 14-го на 15-е число) называют ночью Бараат. «Бараат» означает «непричастность», «полное отделение»; в эту ночь людей с плохими деяния ми полностью отделяют (отлучают) от Рая, а людей с хорошими деяниями от Ада.

В ночь Бараат архангел Джабраил явился к нашему Пророку (мир ему и благословение) и разбудил его. Когда Пророк (мир ему и благословение) спросил, что это за ночь, он ответили, что это ночь Бараат – ночь когда распахиваются триста ворот Милости Всевышнего для уммы (общины последователей) Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Ночь, когда Всевышний отвечает мольбам (дуа) рабов Своих, молящихся смиренно.

В хадисах говорится, что в эту ночь прощаются грехи всех людей кроме вероотступников, завистников, клеветников, колдунов, гадальщиков, постоянно употребляющих алкоголь, прервавших связи с родственниками, ослушивающихся своих родителей, прелюбодеев, гордецов и провоцирующих смуту. Поэтому эту ночь желательно провести в молитвах и поминании Всевышнего. В одном хадисе сказано, что существует пять ночей в которых принимаются дуа (молитва-мольба): ночь на пятницу, десятая ночь Мухаррама, 15-я ночь Ша‘бана, ночи перед праздниками Курбан-байрамом и Ураза-байрамом. В эту ночь с Хранимых Скрижалей стирают имена тех, кто умрет в течение годах.

В ночь Бараат читают три раза суру «Ясин»: первый раз с намерением для продления жизни и второй раз для убережения от бед и несчастий и третий – для расширения благ.

После каждого чтения «Ясина» читают следующую молитву (если молитву читаете только за себя (т.е. в единственном числе), то слова, заключенные в скобках, не произносятся):

Перевод:

«С именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и на том свете лишь к уверовавшим!
О Аллах, о Обладатель Милости, не нуждающийся в милости других, о Обладатель Величия и Щедрости, о Обладатель всех благ! Нет бога, которому следует поклоняться, кроме Тебя.

Ты помогаешь тем, кто просит у Тебя помощи, защищаешь тех, кто просит защиты у Тебя, к Тебе прибегают подвергшиеся опасности, Ты являешься безопасностью тех, кто к этому стремится. Если Ты записал меня (нас) в матери книг [Хранимой Скрижали] заблудшим (и), лишенным (и), изгнанным (и), бедным (и), о Аллах, Твоей милостью сотри запись о моем (о нашем) заблуждении, лишении, изгнании, бедности и запиши меня (нас) в Хранимой Скрижали в числе благонравных, тех, кому расширены блага и кому благоприятствуют в совершении добрых деяний.

Ты сказал в Своей Книге, ниспосланной на языке Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), и слово Твое истинное: Аллах стирает то, что захочет и оставляет то, что захочет, и у Аллаха Хранимая Скрижаль.
О Аллах! Во имя проявления самой Великой Твоей Милости в срединную ночь Шабана, отведи от меня (нас) беды, о которых я (мы) знаю и о которых не знаю. Ты – Великий и Щедрый.

Благословение Аллаха и мир [благополучие] господину нашему Мухаммаду, его семье [общине] и сподвижникам».

Читайте также: